В четверг ММК предоставил операционные результаты за 2013 год, став последней российской металлургической компанией, опубликовавшей отчет по производственным результатам за 2013 год. Таким образом, уже сейчас можно сравнить результаты металлургов за прошедший год : три компании отразили снижение продаж готовой металлопродукции, а одна — рост. Наибольшие потери показал Мечел, сокративший реализацию на 28,8% . Лучшие результаты среди «тройки»показала Северсталь, отгрузки которой выросли на 0,9% г/г. Северсталь единственная из «тройки» нарастила продажи, тогда как остальные металлурги демонстрировали снижение. Рекордное падение продаж показал Мечел — причин этого мы коснемся ниже.
В целом, трендом 2013 года можно назвать увеличение продаж на внутреннем рынке и сокращение экспорта. Причиной этого стало собственно сжатие спроса на мировом рынке. В этих условиях отечественные компании сокращали экспорт и увеличивали внутренние продажи.
С учетом того, что на внутренний рынок поставляется в основном продукция высокого передела, — в структуре продаж отечественных компаний заметно увеличилась доля продукции высокого передела, и сократилась реализация полуфабрикатов.
Наилучших результатов в этом направлении удалось достигнуть ММК, который увеличил продажи на внутреннем рынке на 10,8%, а производство полуфабрикатов сократил на 10,8%. Однако сжатие экспортных поставок на 35,1%, а также закрытие производственных мощностей в Турции оказали негативный эффект на общие продажи компании. Доля продаж комбината на внутренний рынок увеличилась с 34% в 2012 году до 39% в 2013 году.
Увеличил продажи продукции с высокой добавленной стоимостью и на внутреннем рынке НЛМК. Немаловажную роль в этом росте сыграл запуск компанией НЛМК-Калуга, которая продала в 2013 году 0,194 млн т арматуры.
Хороших результатов на внутреннем рынке удалось достигнуть Северстали. Компания увеличила продажи продукции более высокого передела на 6,4%, а полуфабриката сократила на 4,4%. В результате доля товаров с высокой добавленной стоимостью в структуре реализации выросла с 36% до 39%.
Рекордное падение продаж в своей отчетности отразил Мечел. В основном это связано с процессами оптимизации структуры своих активов (в частности продажи зарубежных активов в Восточной Европе) и прекращением реализации продукции группы Эстар.
В целом необходимо отметить, что основной спрос на внутреннем рынке формировал строительный сектор.
В тоже время переключение компаний на внутренний рынок привело к снижению цен, причем цены в России снижались быстрее, чем на экспортируемую продукцию. В результате премия российских цен к экспортным продолжает снижаться: если в начале 2013 года премия российской цены к экспортной составляла 227 долл./т, то к 4 кв. 2013 года она сократилась до 159 долл./т. Правда, к концу года тренд на снижение стал замедляться и последние два квартала наблюдается стабилизация цен как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Акции сталеваров начали этот год хуже рынка: при росте индекса ММВБ Metals&Mining на 2,1% акции Северстали упали на 6,4%, НЛМК – на 3,2%, ММК- на 4,95%.
Это стало реакцией на слабые результаты по сектору и ожидания негативных отчетов по итогам 2013 года. Тем не менее, по оценкам компаний в 1 кв. 2014 года ожидается оживление на рынке металлопроката, что должно найти привести к росту цен в среднем на 1-3%. В случае улучшения ценовой конъюнктуры на товарном рынке, может вернуться и интерес к акциям сектора.
ОАО «Промсвязьбанк», Аналитическое управление