«В последнее время тема будущего экономики России отошла на второй план. Это понятно: инвесторов больше интересует то, что происходит в США и Европе, так как эти события в первую очередь отражаются на текущей рыночной ситуации.
На российские макроэкономические новости рынок не реагирует. Участники рынка привыкли, что многое, если не все, определяется ценами на нефть. И считают, что если мировая экономика почувствует себя лучше, то и в России дела пойдут на лад.
К сожалению, это не так.
На первый взгляд, финансы России выглядят очень устойчиво, особенно в сравнении со странами развитого мира. Но за последние годы бюджетные расходы существенно выросли. Многие не замечают важного нюанса: есть большая разница между высокими ценами на нефть и растущими ценами на нефть. Именно здесь кроются высокие риски для России. Даже если цены на нефть не будут снижаться в ближайшие годы, а будут просто оставаться неизменными, то правительству придется принимать ряд непопулярных решений.
Возьмем федеральный бюджет на 2012-2014 годы. Цель — долгосрочная стабильность бюджетной системы. Шаги по сокращению темпов роста расходов запланированы: реальный рост должен замедлиться до 4,4% г/г в 2012 и 2013 годах и до 1,4% в 2014 году /тогда как в 2006-2008 годах темпы роста составляли в среднем 18% г/г/. Однако даже в таком случае цена на нефть должна составлять около 125 долл. за баррель /нефтегазовые доходы составляют примерно половину доходов бюджета/, чтобы бюджет был сбалансированным. Прогноз по дефициту бюджета составляет 2,7% ВВП на 2012 год и 2,3% на 2014 год. В 2010 году дефицит составил 4,2% ВВП, а в нынешнем году составит около 1,3%.
Понятно, что в условиях высоковолатильных цен на нефть подобные прогнозы являются лишь ориентировочными. При этом снижение цен на нефть на 10 долл. снижает доходы бюджета примерно на 1-1,5% ВВП. Поэтому ситуация сложная. Если в 2007 году бюджет был сбалансированным при цене на нефть в 40 долл. за баррель, то в текущем году — уже при 105 долл. Дефицит бюджета за вычетом нефтегазовых поступлений в 2006 году составит 4,3% ВВП, а в 2011 году — уже 12% ВВП.
Что будет в случае снижения цен на нефть, допустим, до отметки 80 долл. за баррель? Конечно, ни о каком финансовом кризисе речи не идет. Однако растущий дефицит потребует некоторых шагов. Какие варианты? Во-первых, приостановится наполнение Стабфонда. Во-вторых, ускорятся планы по приватизации. В-третьих, расходы будут сокращаться /но не в предвыборный год/. Наконец, будут наращиваться заимствования /госдолг в России относительно низкий — 10% ВВП в 2010 году/».
Цены на Urals, долл. | Дефицит /профицит/ бюджета, %ВВП |
150 | 3,5% |
125 | 0,0% |
100 | -2,5% |
90 | -4,0% |
80 | -5,2% |
70 | -6,5% |
60 | -7,8% |
Данные: МЭР, расчеты Грандис Капитал
Источник: Прайм-Тасс