«Не многое изменилось за последние 10 дней – в смысле трендов. За исключением восприятия действительности рыночными игроками. Разве что, вот еще: снижение почти по всем возможным индикаторам экономической активности, в том числе по индексу ощущений /sentiment/ Университета Мичигана, который полностью стер все достижения этого года, упав на уровень апреля 2009 г. Из последних «достижений» – также индекс промышленности ФРС Нью-Йорка, 5,08 пп. против ожиданий на уровне 18,5 и «Philly Fed» на уровне 5,1 пп. против ожиданий 10,0. Плюс дальнейшее снижение цен… Да, пусть это выглядит не очень оптимистично, но ведь… в остальном-то все хорошо!
Невозможно комментарий к текущей ситуации не начать очередной цитатой из самих себя /в данном случае краткий взгляд на валютный рынок мог бы относиться и к любому другому/:
«Чудные /сделайте ударение в этом слове, где хотите/ игры разворачиваются на валютном рынке! Словно по заказу американских монетарных властей, озабоченных проблемами конкурентоспособности и дефляции, американская валюта быстро пробила уровень 1,28, затем консолидировалась ниже 1,285, коснувшись даже 1,30 за евро. В течение пяти дней многомесячный растущий тренд американской валюты оказался очень близок к завершению, что произошло на фоне стечения, по сути, весьма пестрых и противоречивых оснований. Курс евро/доллар повел себя так, словно главной проблемой вновь стал двойной дефицит США, а Европа тихо и скромно, но демонстрирует неплохой платежный баланс, и больше проблем в мировой экономике как бы и нет и т.п., и т.д. Странная роль доллара, который вдруг перестал быть тихой гаванью в момент бегства в качество вследствие замедления восстановления флагманской экономики. Совсем недавно отношение к американской валюте было совсем иным: что бы ни происходило в Штатах, флагманская роль североамериканской экономики позволяла игрокам оставаться в полной уверенности относительно статуса USD как убежища от рисков. Сейчас словно вернулась «упрощенная версия» 2009 г., когда доллар падал к евро… как раз на восстановлении аппетита к риску! Из этого можно заключить, что текущее отступление доллара, несмотря на его быстроту и решительность, вполне может оказаться временным».
Гос.долг стран G7 в % к ВВП
Целая серия неприятных данных по экономике Штатов не могла быть вовсе неожиданной: большая часть трезвомыслящих экспертов говорила о возможности падения темпов экономического восстановления во 2-ой половине года. Тем не менее, необходимо заметить, что картина рынка в эти дни действительно оказалась весьма пестрой. Казалось бы, все в общих чертах очевидно и ясно. Тем не менее, к счастью, в пятницу за остро негативными событиями на американском рынке обвала на других рынках не последовало. Образовался своего рода «американский decoupling», только с отрицательным для Штатов знаком…
Самый «логичный» актив на сегодня: US Trys /черным – 2-х летки, красным – 10-и летки/: нет перспектив инфляции, есть потребность в «тихой гавани». Она-то и предоставляется – в облигациях США. Других вариантов все равно, мягко говоря, немного, что бы там ни происходило с гос.долгом Штатов
Падение доллара, которое чаще всего мотивировали именно ухудшением перспектив экономики США /словно растущие риски касаются только и исключительно Америки!/ вероятно, нивелировало возможное падение цен на нефть – несмотря на всю явную порочность этой идеи, особенно в мире, где дефляционная угроза куда существеннее инфляционной. Иначе поступающие с фундаментального фронта новости ничего хорошего для сырьевого рынка не сулили бы. Раз нефть не упала в цене, то и российский рынок держится молодцом – настолько, насколько это возможно в таких условиях. Европа на своих «костылях» из 750 млрд.евро экстренной помощи странам PIGS тоже устояла: фондовые рынки там даже немного выросли. Золото практически колеблется на месте, и это – после падения американских индексов на 2-3%!
Продолжение ухудшения ликвидности в зоне евро: Bunds /черным – 2-х летки, красным – 10-и летки/ отражают это продолжающимся ростом на «коротком» конце:
Технические факторы играют здесь на удивление значительную роль: «…Какой бы странной ни казалась мотивация рынка, но если абстрагироваться от всего прочего и сосредоточиться на разнице в ставках США/Европа, то этот спрэд однозначно диктует усиление евро. Спрэд США/ЕЗ достиг минус 20 б.п., доходность «коротких» Bunds заметно выросла /а испанских облигаций снизилась – инвесторы, видимо, хорошо считают, сколько средств на возможный bailout остается в чрезвычайном 750-миллиардном фонде ЕС и МВФ, и пока подсчеты их радуют/. Trys, между тем, закономерно пошли вниз по доходности на новой порции неприглядной экономической правды. Эта правда говорит о том, что грандиозные стимулы выдыхаются, в целом, не принеся ожидаемых плодов, а сама по себе экономика работать толком не желает нигде, кроме, пожалуй Азии, где еще много китайского населения желает жить несколько лучше, чем в прошлые годы. В этом безумном мире Trys – актив, который ведет себя наиболее логично…»
Индексы LIBOR 3м: черным – в евро, красным – в долларе. LIBOR EUR продолжает расти. То, что может существенно затруднить и так сложное восстановление экономики Европы, теперь играет в пользу евро!
Но технические факторы – это не все. Очевидно, что сохраняющееся наличие больших стимулов в мировой финансовой системе, подпорка в виде нулевых ставок позволяет участникам торгов продолжать играть в свои собственные игры: например, покупать с переподпиской облигации стран PIGS, которые де-факто гарантированы ЕС и МВФ /правда, «короткие»/, играть время от времени на повышение сырьевых товаров, несмотря на стремительно ухудшающиеся фундаменталии, ставить на продолжение бурного роста в Китае, на то, что проблема долга в Европе рассосется как-нибудь со временем и т.п. Это поведение, в общем-то, иррационально с фундаментальной точки зрения, но нулевые ставки рефинансирования прощают подобные эксперименты.
Спрэд США/ЕЗ /красным/ и курc EUR/USD /зеленым/. Спрэд падает все глубже, и тянет несчастное евро наверх. Если бы этого не происходило, американским монетарным властям везло бы куда меньше! Европейцам же скоро останется только вновь кусать губы: их мнимая «стабилизация» играет против них же. Впрочем, кое-кто говорит о том, что евро не пойдет выше 1,30, потому что о долговых проблемах Европы все же хорошо помнят на рынке. Видимо, держат где-то в подсознании… Такой уровень спрэда, как сейчас, соответствовал курсу EUR/USD 1,36
Как справедливо заметил Н.Рубини, в современном мире «ни одна экономика – это не остров». Замедление в США, которое приобретает все более отчетливые черты, не оставит в стороне ни одну экономику мира, хотя и затронет их, конечно, в разной степени. Если КНР может просто вернуться к былому среднему значению роста ВВП около 7% в год против пиковых >13%, то перспективы, например, зоны евро отнюдь дают повода для успокоения. В РФ, даже при тех объективно сильных макроэкономических показателях /конечно, если не задаваться вопросом о более глубоком их содержании/, которые должны были бы выступить надежным щитом в 2008-2009 гг., кризис, как мы знаем, просто-напросто обвалил реальный сектор и финансовые рынки.
Облигации Испании /черным – 2-х летки, красным – 10-и летки/: «а в остальном – все хорошо!» Не так хорошо, как в марте, но уже лучше, чем в июне. А что изменилось? Всего лишь инвесторы готовы с энтузиазмом «растащить» фонд спасения PIGS в размере 750 млрд.евро – если придется. К экономике страны это пока не имеет непосредственного отношения: так, некоторый аванс… В момент, когда дефицит бюджета должен резко снизиться, долговое финансирование нужд страны имеет огромное значение. Хорошо, что доступ Испании к рынку капитала не перекрыт. Важно, чтобы так и оставалось далее
В настоящее время риск разочарования в результатах беспрецедентных в истории стимулирующих мер как будто бы не осознается до конца, несмотря даже на вновь участившиеся разговоры о «двойном дне». Якобы не осознается даже теми, кто должен видеть будущие проблемы в первую очередь. Что характерно: американские банки, отчитываясь в эти дни и заявляя о снижении NPL и, следовательно, роспуске резервов, тем не менее признают, что в скором времени проблемы с источниками дальнейшего роста активов встанут перед ними со всей остротой: наращивание объемов выданных кредитов в процессе долгого делевереджа – более чем вызывающая задача.
Индекс S&P500. Снижающийся тренд не хочет заканчиваться. По крайней мере, остается еще вариант колебаний вокруг 1000 пунктов
Отношение инвесторов к даже потенциально неплохим данным корпоративной отчетности, похоже, повторяет динамику прошлого квартала: всплеск оптимизма в начале отчетного периода и полное равнодушие в конце, а вместо этого – сосредоточенность на других, далеко не столь оптимистичных факторах. Идея роста корпоративных доходов в США уже не так греет душу, и хорошего продолжения для этой темы не видно: падение доверия потребителей, явная угроза для восстановления конечного потребления, высокая безработица, неясное будущее цен на недвижимость и т.п. недвусмысленно говорят о том, что столько кварталов подряд одни и те же светлые надежды не могут уживаться с одними и теми же тяжелыми проблемами. Зато идея успешного прохождения стресс-тестов европейскими банками может сработать для зоны евро, даже при том, что этот «успех» запрограммирован мягкими условиями тестов! При хорошем стечении обстоятельств ZIRP, сверхмягкая денежная политика, проактивная реакция монетарных властей поможет в течение какого-то времени поддержать цены активов, очевидно, выборочно, и «спустить рынки на тормозах» – это будет еще одним сценарием мягкой посадки. По крайней мере, до того момента, когда весь арсенал центробанков не будет выработан до конца без существенного результата – т.е. без предотвращения дефляции. А этого как раз очень хотелось бы избежать.
Призрак дефляции: денежная масса в США /красным; номинальное выражение/ почти отказывается расти до сих пор. Как справедливо говорят эксперты, денежная база – это не совсем деньги /желтая линия/. Это – «сырье для производства денег», то, что, грубо говоря, попадает в систему в ходе эмиссии. Это – пассивы центробанка, в данном случае – ФРС. Денежная масса – это то, что банки способны сделать из этого «сырья», т.е. более-менее реальные деньги – все эти кредиты, депозиты и т.д. Немногое, как видно до сих пор. Это говорит о том, что рост экономики без стимулов оказывается несущественен – никогда прежде такая динамика монетарных агрегатов не могла привести к быстрому экономическому росту
Всем ситуация более-менее ясна. Или почти ясна. И, тем не менее, к счастью, обвала не произошло, по крайней мере, пока», — считает Николай Кащеев, Сбербанк РФ
Мы когда-то приводили этот график: черным – доверие потребителей, красным – динамика розничных продаж. Бывало всякое, но никогда не было такого огромного разрыва в динамике показателей, даже с учетом восстановительного роста продаж к провальным периодам рецессий. Черная линия упорно падает, заставляя задуматься об устойчивости динамики красной. Таких «парадоксов» было и есть предостаточно, и это – третий год кризиса
Источник: Прайм-Тасс