«После затишья октября и снижения цен на нефть в середине ноября котировки нефти и газа вновь резко пошли вверх. Цена Brent превысила отметку $90/бар. Фундаментальные факторы спроса и предложения, если судить по публикуемой статистике, выглядят слабо, так что раннее начало зимы в этом году, очевидно, является важным фактором нынешнего ценового движения.
Обычно на четвертый квартал приходится примерно 35% градусо-суток отопительного сезона /ГСОП/ за год, а на первый – примерно 50%. Хотя пока рано говорить о том, насколько суровой окажется эта зима, несомненно то, что чем раньше она наступает, тем больше вероятность длительного отопительного сезона. За период с начала ноября суммарный объем ГСОП по основным мировым центрам потребления превышает норму на 6%. В Европе температура гораздо ниже нормы: в Великобритании, где работают многие нефтяные и газовые трейдеры, уровень ГСОП за последние семь дней превысил норму на 66%, в Москве – на целых 103%.
Учитывая, что, согласно прогнозам, холода в Европе сохранятся, оценка перспектив как минимум европейского рынка природного газа, скорее всего, останется позитивной.
С середины ноября сорт Brent подорожал больше чем на $7/бар. /9%/, а котировки месячного контракта на природный газ на распределительном узле в Великобритании выросли примерно на $0.9/млн БТЕ /14%/. На 13% подорожал газ и в США /узел Henry Hub/.
Судя по всему, начало роста цен тесно связано с ранним наступлением зимы, в первую очередь в Северной Европе.
По нашим оценкам, суммарный показатель ГСОП в крупнейших мировых центрах потребления на 6% превышает норму, однако в Великобритании суммарное 30-дневное значение ГСОП выше нормы на 33%, а показатель за 7 дней – на 66%. В Москве соответствующие значения превышены на 6% и 103%.
В Европу холода, похоже, пришли надолго, что на руку поставщикам газа.
Во второй половине ноября цены на нефть и газ резко выросли /рис. 1, 2/.
Рис. 1. Цены на нефть Brent и WTI с 1 ноября 2010 г.
Рис. 2. Цены на газ в Великобритании и США с 1 ноября 2010 г.
Активный подъем цен на газ начался примерно 18 ноября, на нефть несколько позже – 24 ноября. Эти почти в точности совпадает по времени с резким падением температуры воздуха ниже климатической нормы /рис. 3/.
Надежные метеопрогнозы должны были появиться за несколько дней до похолодания. Уровень спроса на газ значительно более чувствителен к погодным условиям, чем спрос на нефть, что, возможно, объясняет, почему подорожание газа началось раньше.
Рис. 3. Динамика ГСОП в Лондоне, фактическая погода и климатическая норма /5 и 30 лет/, 7-дневная скользящая средняя
Показатель градусо-суток отопительного периода /ГСОП/ используется для измерения потребления энергии, необходимой для отопления. При этом за базовое значение обычно принимается температура воздуха в 18.5°C, при которой потребность в отоплении либо отсутствует, либо не превышает норму. Таким образом, когда температура превышает базовый уровень, значение ГСОП равняется нулю, но если температура опускается ниже базового уровня, то значение ГСОП вычисляется как разница между 18.5°C и фактической температурой за сутки. Например, если температура в точке измерения составляет 10°C, то ГСОП равняется 8.5.
На рис. 4 и 5 показаны суммарные ГСОП по отдельным крупным центрам потребления за последние семь и тридцать суток соответственно, а также нормы ГСОП исходя из данных за последние 30 лет /если не указано иное/.
Диаграмма на рис. 4 не только ясно показывает, что последние семь дней температура на севере Европы, особенно в Москве и Лондоне, была гораздо ниже нормы, но и позволяет составить определенное представление о том, насколько низкой пока что была температура этой зимой.
Рис. 4. Суммарное значение ГСОП за 7 суток
Рис. 5. Суммарное значение ГСОП за 30 суток
С начала ноября температура воздуха в вышеуказанных городах была в среднем на 6% ниже нормы.
Похоже, что холодная погода в Европе задержится, и, по нашим расчетам, суммарное значение ГСОП за следующие семь дней здесь в среднем превысит норму на 31%, но при этом в Азии температура останется примерно на уровне предыдущих лет, а в США будет теплее.
Все это должно быть на руку поставщикам газа в Европу, особенно «Газпрому», однако вряд ли окажет значительную поддержку ценам на нефть».
Источник: Прайм-Тасс