Интервью Владислава Кузьмина газете «КоммерсантЪ»

В интервью „Ъ“ генеральный директор воронежского ООО «Инвестиционная палата» Владислав Кузьмин рассказал о развитии нового направления деятельности организации – создании фонда прямых инвестиций, рассчитанного в первую очередь на малый и средний бизнес.
Кузьмин Владислав - гендиректор ООО Инвестиционная палата
Инвестпалата интересна тем, что является единственной в Центральном федеральном округе структурой, основанной не в Москве, которая занимается оказанием брокерских услуг и банковской деятельностью (ей принадлежит ОАО «Орловский социальный банк»).

— За последнее время у «Инвестпалаты» в регионах (прежде всего в Воронеже) появилось много конкурентов. Насколько конкуренция сказалась на результатах вашей работы?

— Основное направление нашей деятельности – фондовый рынок – развивается динамично. Поэтому серьезной конкуренции мы не ощущаем. По крайней мере, если говорить о Воронеже, наша компания присутствует тут с 1993 года и не прекращала своей деятельности даже во времена дефолта. Я уверен, что на местном рынке специалистов, которые работают у нас, просто нет.
Не такая большая конкуренция и в тех регионах, где мы в прошлом году открыли филиалы. Попадая на новый рынок, мы, по сути, оказываемся в равных с другими компаниями условиях – по уровню квалификации сотрудников уж точно. Во всяком случае, открытие в прошлом году 18 филиалов «Инвестиционной палаты» можно считать подтверждением того, что на данный момент конкуренция на рынке не так критична.

— Ваша организация давно специализируется на скупке акций тех или иных предприятий, иногда – под конкретного заказчика. Не ваших ли рук дело приобретение миноритарных пакетов воронежского «Рудгормаша» – как считается, в интересах нижегородской корпорации «Каскол»?

— Мы постоянно покупаем акции многих воронежских и инорегиональных компаний, участвовали в большом количестве сделок. Например, организовывали консолидацию пакета акций Воронежского завода железобетонных конструкций. А вот скупка акций «Рудгормаша» (специализируется на выпуске бурового и горнообогатительного оборудования. – „Ъ“), о которой вы говорите, пожалуй, была одной из немногих непрофильных операций, когда мы работали на заказ для иногороднего клиента, выступая в качестве брокера. Мы взяли его лишь потому, что изначально было понятно: само по себе предприятие нам неинтересно, но мы знали, где и как можно приобрести его акции. А около года тому назад мы приобрели у группы физлиц крупный пакет ОАО «Орловский социальный банк». Мы считаем, что наличие банка органически дополнит спектр наших финансовых услуг. В ближайшее время мы намерены открыть в Воронеже филиал кредитной организации, а в перспективе планируем открывать филиалы в других регионах.

— Кроме банковской деятельности и брокерских услуг, которые Инвестпалата оказывает уже давно, есть ли у компании специфические, нестандартные предложения клиентам?

— Сейчас мы создаем при палате отдельную структуру для прямых инвестиций. Фонд будет инвестировать средства в перспективные компании, где дополнительное привлечение капитала позволит существенно, а точнее в разы, ускорить темпы роста бизнеса как за счет органического роста, так и за счет сделок по слияниям и поглощениям. Инвестиции планируется осуществлять через вхождение в акционерный капитал – например, компания, нуждающаяся в средствах, проводит дополнительную эмиссию акций (чаще всего до 50%), которую выкупает фонд. Фонд не участвует в оперативном управлении – оно осуществляется через участие в совете директоров и принятие стратегических решений.

— Почему компания решила заняться прямыми инвестициями? Не дает покоя слава фонда прямых инвестиций Alfa Capital Partners, учрежденного «Альфа-групп», который до прошлого года являлся крупным акционером воронежского холдинга United Bakers?

— Не хотелось бы сравнений. Хотя да, сделка по приобретению, а затем продаже акций холдинга United Bakers (лидер российского рынка крекеров, в настоящее время принадлежит крупнейшему в мире производителю хлопьев – американской компании Kellogg`s Company. – „Ъ“) фондом Alfa Capital Partners, является классическим и для нашего региона наиболее ярким примером того, как своевременное и грамотное финансирование, а также некая помощь для менеджеров могут увеличить стоимость бизнеса в десятки раз. Основными потребителями нашей услуги станут компании, столкнувшиеся с недостатком финансовых ресурсов и невозможностью привлечь их через банковские кредиты. Для любого кредита требуется определенная залоговая масса. Но есть сегменты предпринимательской деятельности, которые не основаны на больших материальных ресурсах – телекоммуникации, медицина, интернет. Там есть интеллектуальный потенциал, налаженная система ведения бизнеса, команда управленцев. Но в банк они могут принести только бизнес-план, чего для получения кредита мало.
Проблемы с залогом есть у многих организаций, которые работают на быстрорастущих рынках. Но даже при его наличии иногда возникает необходимость привлечения дополнительных средств – темпы роста компании таковы, что одних кредитных ресурсов не хватает. Масштабы бизнеса увеличиваются в геометрической прогрессии. И компании не успевают находить адекватное финансирование. Фонд же инвестирует в уставный капитал. Соответственно, здесь нет требования платы за ресурсы. Средства получаются фактически бесплатными. Нет больших издержек (в виде процентов), которые тормозят развитие.
Кроме того, сейчас прямые инвестиции становятся более востребованными из-за сложившегося кризиса ликвидности и ужесточения требований к заемщикам, повышения ставок по кредитам и установления кредитных лимитов (в особенности в регионах).
Финансовые средства нужны не только таким большим холдингам, как упоминавшийся United Bakers. Солидный бизнес может позволить себе работать с западными или крупными российскими фондами, которые инвестируют не менее $20 млн. Однако есть более мелкий бизнес, который не дорос до вложений крупных фондов прямых инвестиций и у которого складывается похожая ситуация, а перспективы роста могут быть гораздо выше. Мы готовы закрыть свободную нишу по малому и среднему бизнесу, предлагая от $1 млн.

— Какие секторы экономики вы считаете наиболее перспективными для прямых инвестиций?

— В принципе любые. Весь вопрос в масштабах и сегментации. В отличие от западных фондов, ориентирующихся на Москву и крупные города, мы рассматриваем в основном региональные проекты – компании, которые работают на быстрорастущем рынке (темпы роста от 20% в год) и могут вырасти до федеральных. Например, в сфере телекоммуникаций, медицине, торговле. Компании, которые уже зарекомендовали себя на локальном рынке, имеющие стабильные финансовые показатели, устойчивые конкурентные преимущества. Одним из главных критериев отбора проектов является наличие в компании сильной управленческой команды, которая имеет ясную стратегию развития.

— А вас не пугает непрозрачность малого и среднего бизнеса? Сейчас и банки ставят своей задачей ориентацию именно на малый и средний бизнес. Почему так происходит?

— А все просто. На сегодня клиентская база по крупным предприятиям давно поделена. А переманивать клиентов – дело неблагодарное. Но можно вырастить своего, лояльного банку клиента. Что касается непрозрачности предприятий малого и среднего бизнеса, то в отличие от западных и крупных российских фондов, которым требуется стандартная международная отчетность, создаваемый нами фонд сможет работать с имеющейся отчетностью.

— Разве в Воронежской области есть проекты, которые стоит инвестировать? Насколько, по вашему мнению, изменилась инвестпривлекательность региона за последние годы?

— Судить о сложившейся инвестпривлекательности региона можно по публикациям газеты «Коммерсантъ» каждое утро. Но для нас было открытием, что в Воронежской области есть компании, о которых никто не знает, никто не слышал, но они обладают огромным потенциалом и уже начали или пытаются выходить за пределы региона. И такие структуры испытывают как раз подобные проблемы – взять кредит они не могут, а финансирование им нужно. У них есть толковая управленческая команда, технологии, доля рынка, четкие бизнес-планы, стратегия развития. Но не хватает финансовых ресурсов. Такие предприятия имеются не только в Воронежской области. В том же Белгороде и Старом Осколе есть компании, которые прошли первоначальные этапы и им нужен какой-то толчок, который позволил бы им выйти на федеральный уровень. Например, возьмем старооскольскую торговую сеть «Шанс», специализирующуюся на продажах бытовой техники, которая сейчас активно развивается. Компании может не хватать банковских инвестиций, если проводить активную экспансию, открывая по два-три магазина бытовой техники в месяц. Но подобные сложности есть и у более мелких бизнес-структур.

— В чем заключается ваш финансовый интерес в прямых инвестициях?

— Выбирая объекты для вложений, мы прогнозируем, что в ближайшее время он покажет взрывной рост. А соответственно, через два-пять лет компания продемонстрирует итоги, которые не только снизят риски инвестиций в малый и средний бизнес, но и принесут доход выше того, что был бы получен, если бы средства были размещены как-то по-другому.

Интервью взяла Татьяна Карабут.
Коммерсант Финансы/№43 от 18.03.08 г.

http://www.kommersant.ru/region/vrn/

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?