«Согласно опубликованным вчера данным ФСГС о динамике потребительских цен в РФ с 17 по 23 августа 2010 г., недельный показатель инфляции уже третью неделю подряд держится на отметке 0,2%. Таким образом, накопленный с начала августа показатель уже превышает официальную оценку инфляции за месяц, – накануне, со слов Андрея Клепача, МЭР ожидало 0,5% по итогам августа при благоприятном сценарии. Напомним, что удвоение недельного прироста цен до 0,2% произошло в первую неделю августа /с середины марта недельное значение темпа роста цен не превышало 0,1%/.
Прежде всего, отметим, что последние данные по инфляции совпали с нашими ожиданиями. Мы полагали, что и на этой отчетной неделе прирост цен останется на уровне 0,2%. Такой темп роста не противоречит нашему предыдущему прогнозу инфляции по итогам августа – 0,6-0,7%, однако, учитывая, что за первые три недели показатель уже набрал 0,6%, мы сочли необходимым пересмотреть наш прогноз в сторону повышения, тем самым по итогам августа, на наш взгляд, инфляция может составить 0,7-0,8%, а по итогам года – 8,4%.
Отметим, мы ожидали, что минувшая неделя могла стать переломной в отношении динамики отдельных позиций продовольственной составляющей индекса потребительских цен /ИПЦ/ — именно эта компонента сейчас оказывает основное давление на показатель. Если дальнейшее ускорение темпов роста цен на крупы, в частности, гречку /прошлогодние запасы которой на исходе, а новый урожай, вероятно, поступит в продажу только в сентябре/, муку и молоко не вызывало у нас сомнений, то в отношении остальных продуктовых категорий мы не исключали начала постепенного замедления темпов роста по мере «затихания» панических настроений поставщиков, продавцов и покупателей. Возможность замедления роста цен по отдельным продуктовым позициям мы связывали с тем, что их удорожание во многих случаях было вызвано не столько дефицитом продовольствия /фундаментальным фактором/, сколько его ожиданиями /психологическим фактором/ на общей волне беспокойства. Последние данные показали, что фактор засухи продолжает давить на цены. Помимо участников рынка о высокой вероятности дальнейшего роста стоимости продуктов сигнализируют и официальные источники. Так, ФАС уже прогнозирует дальнейший процесс удорожания молока и хлеба. Тем самым, в ближайшем времени, на наш взгляд, ожидать снижения темпов роста цен по большинству продуктовых позиций, включенных в индекс, не стоит. Тем не менее, мы не исключаем, что рост цен на продукты начнет замедляться в середине осени.
Диаграмма. Прирост цен по основным продуктам питания в 2010 г.
Что касается отдельных компонент ИПЦ, то обращает на себя внимание резкое сокращение темпов удешевления плодоовощной продукции. Если на второй неделе августа оно составило 0,8% /неделей ранее — 1,2%/, то на минувшей неделе дефляционный эффект практически сошел на нет – цены на с/х продукцию снизились лишь на 0,2%.
Важно и то, что ускорение роста цен на продукты питания, в первую очередь на продукцию из зерна и из молока /дорожавшую с начала августа быстрее остальных/, не просто продолжилось, но и стало набирать обороты. Основной удар по-прежнему приходится на группу товаров, чье ценообразование в той или иной степени подвержено влиянию цен на зерно и других последствий засухи. Примечательно, что в целом из указанных Росстатом в недельном отчете 14 основных продуктовых категорий более высокими, чем неделей ранее, темпами дорожали 11 позиций.
Внутри категории продукции из зерна быстрее дорожала гречка – 8,6% /+1,3 п.п. к прошлой неделе/, пшено – 2,3% /+0,2 п.п./, пшеничная мука — 3,3% /+0,5 п.п./ и макаронные изделия, подсолнечное масло – 0,5% /+0,4 п.п./. Из категории молочных продуктов — молоко цельное пастеризованное – 1,3% /+0,1 п.п./ и сливочное масло – 1,4% /+0,3 п.п./. Более высокими темпами дорожали куриные яйца – 0,6% /+1,1 п.п./, курятина – 0,6% /+0,2 п.п./ и сахар — 1,9% /+1,3 п.п./. Причем в отношении курятины и сахара основная причина – ограничение на них импорта.
Одним из наиболее важных выводов является то, что замедлился рост цен на хлеб – из ржаной и ржано-пшеничной муки до +0,9% /-0,1 п.п./, а из пшеничной муки 1 и 2 сортов – до +0,6% /-0,2 п.п./. На наш взгляд, дальнейшее резкое удорожание хлебобулочных изделий маловероятно, поскольку, согласно договору поставки, поставщик обязан предупреждать торговую сеть о повышении цен на хлеб за месяц. В таких условиях эффект от удорожания хлеба будет растянут во времени.
Из услуг ЖКХ подорожала лишь плата за жилье и холодное водоснабжение /+0,1%/. Помимо индексации тарифов существенный негативный вклад в показатель инфляции по итогам августа мы ожидаем от роста цен на туристические услуги, причем не только из-за сезонного фактора, но и из-за неблагоприятной экологической ситуации, вызванной пожарами. Однако эти данные, в силу различия методологии подсчета недельного и месячного показателя, будут предоставлены Росстатом только по итогам всего месяца.
В непродуктовой категории ФСГС зафиксировала лишь удорожание бензина и дизельного топлива, которое осталось на уровне +0,1%. Согласно предварительным оценкам, инфляция могла ускориться и по другим категориям непродовольственных товаров, прежде всего на фоне довольно уверенного восстановления потребительской активности /оборот розничной торговли с февраля постоянно растет/ и в целом постепенно улучшающейся ситуации в кредитовании /прирост кредитного портфеля держится в пределах 2% в месяц/, однако эти данные, в силу особенностей методологии, не включены в расчет недельного показателя ИПЦ.
В частности, не следует забывать, что при расчете инфляции по итогам месяца Росстат использует более широкий перечень категорий товаров и услуг, чем при подсчете недельного индекса. Тем самым, предварительные оценки могут существенно отличаться от фактического итогового показателя за месяц. Как бы то ни было, нарастающие беспокойства на рынке создают видимые причины для пересмотра прогноза по инфляции не только по итогам августа, но и по итогам года.
Таким образом, мы повышаем прогноз по инфляции за август до 0,7-0,8% /с учетом особенностей округления/, и по итогам 2010 года — до 8,4% против 8,0% ранее, поскольку предыдущая оценка учитывала только монетарный фактор. Такая оценка согласуется с ожиданиями МЭР, согласно которым по итогам года инфляция, скорее всего, не превысит прошлогоднего уровня – 8,8%.
Воздействие монетарного фактора во 2 полугодии отчасти может сдерживаться постепенным замедлением темпов роста денежной массы на фоне более равномерного расходования средств бюджета и меньшего объема валютных интервенций ЦБ. Однако текущий средний помесячный прирост денежной массы в годовом выражении /около 30%/ остается достаточно высоким и создает риски усиления инфляционного давления – наряду с фактором засухи.
Принимая во внимание наметившиеся в августе тенденции, в сентябре мы ожидаем сопоставимых со значениями августа темпов роста цен. Повышательное воздействие на осенние показатели инфляции /сентябрь-октябрь/, помимо фундаментальных факторов, может оказать эффект сравнения с нулевым приростом цен в сентябре-октябре 2009, на фоне которого отскок инфляции осенью будет еще заметней. Кроме того, мы склонны ожидать нарастания напряженности среди производителей продовольственных товаров по мере появления новых оценок ущерба от засухи /несмотря на вмешательство властей в виде зерновых интервенций и действий ФАС/.
Что касается денежно-кредитной политики ЦБ, то, несмотря на растущее инфляционные риски, повышение ставки рефинансирования со стороны ЦБ в условиях нестабильного восстановления российской экономики сейчас видится нам маловероятным», — Мария Помельникова, аналитик НБ «Траст»
Источник: Прайм-Тасс