«По мистической традиции август опять обернулся для России катастрофами. В этот раз злую шутку со страной сыграли аномальная жара, установившаяся в центральных областях России, и человеческая безответственность, умножившая масштабы бедствия.
По итогам августа инфляция составила 0,6% /напомню, годом ранее она была нулевой/, в результате прирост цен относительно уровня годичной давности достиг 6,1% /в конце июля – 5,5%/. С начала года инфляция составила 5,4%, что значительно ниже показателя за январь – август 2009 года /8,3%/. В первую неделю сентября цены выросли на 0,2% /0% годом ранее/.
Основным катализатором ускорения инфляционных процессов стал спад предложения на рынке сельхозпродукции, однако определенную роль сыграли и кредитно-денежные факторы – в июле заметно ускорился рост денежной массы. С учетом инфляционных ожиданий и объема свободной ликвидности /добровольные резервы банков по-прежнему составляют около 2 трлн руб./, который, возможно, будет способствовать реализации этих ожиданий, очевидно, что в сентябре – октябре темпы инфляции будут выше, чем годом ранее, когда они были нулевыми.
Мы повышаем свой прогноз инфляции на текущий год приблизительно до 7%. При этом мы полагаем, что однократное сокращение денежной массы, например в связи с уменьшением бюджетных расходов, сможет радикально повлиять на инфляционные ожидания и поспособствовать снижению темпов роста цен. В этом случае прирост ИПЦ по итогам года может составить всего 6,5%. Впрочем, такие темпы инфляции возможны только в том случае, если ЦБ полностью воздержится от интервенций на валютном рынке в случае дальнейшего укрепления рубля. Наряду с этими факторами, повышение прогнозируемых нами темпов инфляции также будет зависеть от параметров скорректированного бюджета на 2010 год и госрасходов в 2011 году.
Несмотря на ускорение инфляции в III квартале, по итогам текущего года она будет ниже, чем в 2009 году /8,8%/. Впрочем, это также свидетельствует о том, насколько неустойчивой может оказаться тенденция к снижению темпов роста цен – есть вероятность, что если в экономике появится избыток свободной ликвидности, инфляционные процессы снова ускорятся.
Макроэкономическая ситуация в июле была неоднозначной. С одной стороны, объем инвестиций сократился на 10,7% относительно июньского показателя, то есть сильнее, чем годом ранее, когда этот показатель снизился на 4,9%. С другой стороны, розничный оборот в июле продолжал стабильно расти /прирост относительно уровня годичной давности составил 6,6% против 5,8% в июне/ и по итогам января – июля увеличился на 3,9% /по итогам полугодия – на 3,4%/ при по-прежнему высоком потребительском спросе.
Аномальная жара сильно ударила по сельскому хозяйству – выпуск сельхозпродукции в июле упал на 5,9% относительно уровня годичной давности, а по итогам января – июля прирост этого показателя составил всего 0,3% /в первой половине года он вырос на 2,9%/. В августе и в последующие месяцы мы увидим дальнейшее ухудшение динамики производства в этом секторе. По итогам 2010 года она также будет негативной, однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом, вероятно, будет ограниченным, поскольку совокупная доля сельского, охотничьего и лесного хозяйств в структуре ВВП составляет всего 3,9%.
По предварительным оценкам Росстата, прирост ВВП во II квартале составил 5,2% относительно уровня II квартала 2009 года. Структуру ВВП статистическое ведомство не обнародовало. Такие темпы роста более или менее соответствуют официальной оценке динамики экономического роста в январе–марте – 3,1% по отношению к уровню годичной давности. Мы не думаем, что это окончательные оценки, и на наш прогноз темпов роста ВВП в 2010 году они не влияют.
Мы полагаем, что в текущем году экономика вырастет приблизительно на 5%, хотя не исключаем и более высоких темпов.
Оценить должным образом влияние засухи пока нельзя, поскольку в одних отраслях, таких как сельское хозяйство и пищевая промышленность, оно было негативным, а в других, например в строительстве и производстве стройматериалов, – умеренно позитивным, учитывая планы правительства построить новые дома взамен сгоревших из-за природных пожаров, в которых в большинстве случаев виновны на самом деле были люди», — Евгений Гавриленков и Антон Струченевский, ИК «Тройки Диалог»
Источник: Прайм-Тасс