«Помимо отмеченного замедления роста в промышленном производстве, в первую очередь привлекает внимание резкое снижение темпа роста инвестиций в основной капитал и ухудшение ситуации на рынке труда. В противовес этому можно поставить улучшение в потребительском секторе, причем поддержку розничной торговле продолжает оказывать более благоприятная ситуация с доходами населения. Однако полностью негативный эффект от снижения деловой активности это компенсировать не может.
Так, в июле было зафиксировано практически десятикратное снижение темпов роста инвестиций в основной капитал – с 7,4% в июне до 0,8% в июле в годовом выражении. До настоящего момента восстановление инвестиций шло ускоряющимися темпами четыре месяца подряд, что позволяло рассчитывать по итогам июля если не на столь же высокие темпы роста, как месяцем ранее, то, по крайней мере, на сопоставимые с весенними цифры. В результате, мы ожидали замедления темпа роста инвестиций в июле до 6,7% /год к году/, и не мы одни. Безусловно, засуха и пожары внесли свою лепту, однако даже с учетом этих факторов, нынешнее замедление роста выглядит слишком сильным.
Высокие июльские температуры привели к общему снижению деловой активности, вынужденным отпускам, а в некоторых случаях к временной приостановке производства, что, безусловно, не могло не отразиться на динамике инвестиций и промышленного производства. Указанные последствия, скорее имеют краткосрочный характер, однако стоит помнить, что любые негативные шоки порождают и долгосрочные эффекты, в данном случае это ухудшение ожиданий инвесторов, а это уже фактор, дистимулирующий новые вложения. Не стоит забывать и о растущем импортозамещении /на фоне укрепления рубля/, которое тесно увязано со снижением конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке, что с точки зрения инвесторов также говорит не в пользу новых вложений. Не создает поддержки инвестициям и пока еще слабое восстановление кредитования.
Следствием вышеуказанных причин служит июльское ухудшение в капитальном строительстве – падение на 2,5% в годовом выражении против 3% роста месяцем ранее, а именно оно формирует основную часть показателя инвестиций. О сильном снижении строительной активности свидетельствует и падение индекса ввода жилья в эксплуатацию на 24,6% /год к году/ после 3,7% роста в июне. Как мы упоминали ранее, ухудшились и показатели силового и энергетического машиностроения — спад на 3,7% /год к году/ и на 25,2% /к июню 2010 г./ после роста почти на 30% в июне /год к году./ Однако, в большей степени это может быть обусловлено не фундаментальными причинами, а цикличностью производства. В целом, отражением этого стало снижение темпов роста промышленности — с 9,7% в июне до 5,9% в июле /в годовом выражении/.
Причем настораживает то, что с учетом сезонности спад производства в июле был не столь значительным /-0,1% к июню 2010/, а вот инвестиции «просели» существенно /с +7,4% до +0,8%, год к году/ и это на фоне 19,5% падения показателя инвестиций в годовом выражении за аналогичный период 2009, когда эффект низкой базы еще оказывает повышательное давление на индекс.
Судя по тому, какой урон бизнесу могли нанести засуха и пожары в России с начала августа, не исключено что по итогам месяца инвестиции лишь выйдут на уровень аналогичного периода 2009 г. В целом, даже с учетом
последующего восстановления, которое мы ожидаем осенью, не исключено, что в дальнейшем инвестиции будут расти более скромными темпами, чем в 1П 2010.
Тем временем, улучшение ситуации в розничной торговле и с доходами населения даже превзошло наши ожидания. Мы полагали, что в связи с очередным повышением пенсий /с 1 июля 2010 г./ по итогам июля рост реальных располагаемых доходов в годовом выражении мог ускориться до 3,2% против 2,7% в июне /с учетом корректировки Росстата, ранее 1,4%/. В действительности же прирост доходов составил и того больше – 5,2% /год к году/. Помимо повышения пенсий, способствовать более быстрому росту доходов могли и большие продажи валюты со стороны населения. В добавление к этому, с учетом корректировки Росстата, немного ускорила свой рост и реальная заработная плата – с 6,7% в июне /ранее 5,5%/ до 6,8% в июле /год к году/. Вкупе с «оживающим» кредитованием это продолжает стимулировать продажи. Ускорение роста оборота розничной торговли в июле до 6,6% с 5,8% в июне /год к году/ говорит в пользу продолжающегося восстановления потребительского спроса.
Рост безработицы с 6,8% в июне до 7% в июле стало для нас неприятным сюрпризом – мы ожидали ее снижения до 6,5%. Ухудшение показателя занятости мы склонны связывать не только с летним общим снижением активности на рынке труда и неблагоприятной экологической ситуацией. Как мы упоминали ранее, улучшение в мае-июне, скорее, носило локальный характер и могло быть обусловлено наймом переписчиков /всего около 400-650 тыс. чел./, а также привлечением людей на сезонные работы. Завершение набора на работу переписчиков, найм которых сыграл немаловажную роль в улучшении показателя занятости, могло привести к уменьшению «преимущества», которое показатель набрал в течение двух последних месяцев. Ухудшение, связанное с неблагоприятными погодными условиями, на наш взгляд, может распространиться и на показатели августа, однако по мере восстановления спроса осенью, мы ожидаем, что ситуация на рынке труда наладится.
Подводя итоги, мы полагаем, что общее снижение деловой активности может сказаться на показателях августа даже в большей степени, чем в июне. Возобновление роста, скорее всего, мы увидим осенью. Однако хотелось бы отметить, что в целом теперь уже следует ожидать более скромных темпов восстановления экономики, чем в 1П 2010 г.
Что касается денежно-кредитной политики ЦБ, то в условиях неуверенного восстановления экономики решение о повышении ставки рефинансирования пока видится нам маловероятным», — Мария Помельникова, аналитик НБ «Траст»
Источник: Прайм-Тасс