«Вчера утром Банк России отозвал лицензию Международного промышленного банка /Межпромбанка/ с формулировкой, в которой выделяются недостоверность отчетности, неспособность расплатиться по обязательствам, высокорискованная кредитная политика, а также неисполнение требований предписаний регулятора. С момента дефолта по еврооблигациям банка на EUR200 млн прошло ровно три месяца, в течение которых не было достигнуто никакого прогресса в поиске средств, за счет которых он смог бы расплатиться с держателями бумаг. С точки зрения держателей облигаций Межпромбанка мы выделяем ряд факторов, от которых в значительной степени будет зависеть дальнейший ход событий.
Наиболее весомым публичным итогом переговоров стало усиление позиций Банка России, который получил в залог имущество /по ранее необеспеченным кредитам на 31.8 млрд руб./ и превратился в крупнейшего обеспеченного кредитора банка. Банк России получает преимущественные права на денежные средства от реализации залога. Соответственно, позиции держателей облигаций за истекшее после дефолта время не стали лучше и уступают всем, включая некоторых крупнейших корпоративных вкладчиков /таких как Северсталь/, которые, по сообщениям прессы, могли быть вовлечены в переговоры о продаже небанковских активов акционера и имеют хотя бы теоретический шанс учесть требования к банку в стоимости приобретаемых активов.
Переговоры между собственниками Межпромбанка и Северсталью или другими сторонами относительно продажи промышленных активов группы могут продолжиться, но теперь они имеют весьма отдаленное отношение к пулу активов, доступному для необеспеченных кредиторов банка. Мы допускаем, что эти же промышленные активы в той или иной форме являлись обеспечением по просроченным кредитам банка. Однако, по нашему мнению, в России довольно широко распространена практика юридического отделения компаний – непосредственных заемщиков от компаний – держателей имущества или иных активов, представляющих основную стоимость кредитуемого бизнеса. Связь между участниками на срок действия кредитного соглашения обеспечивается через сложные системы перекрестных поручительств и залогов долей в нескольких юридических лицах. Вполне вероятно, что слабая структура инвестиционных кредитов Межпромбанка связанным сторонам является одной из причин упоминания высокорискованной кредитной политикой в пресс-релизе Банка России.
Потенциальные попытки оспорить легитимность операций прежнего менеджмента вряд ли заметно улучшат позиции необеспеченных кредиторов. Как показывает опыт реструктуризации обязательств казахстанских банков, среди кредиторов часто находятся желающие оспорить те или иные транзакции прежнего руководства, которые, по мнению кредиторов, могли нанести ущерб их интересам. Мы полагаем, что подобные меры не могут быть применены в отношении сделок по передаче связанными сторонами Межпромбанка залога по просроченным кредитам Банку России, поскольку банк технически мог вообще не являться активной стороной этой транзакции. В отношении прочих операций, на наш взгляд, кредиторы будут зависеть от временной администрации, и их возможности по подготовке доказательной базы для опротестования отдельных сделок, вероятнее всего, будут ограниченными. В целом, мы не видим оснований сравнивать перспективы восстановления стоимости долга Межпромбанка после отзыва лицензии со случаями реструктуризации долгов казахстанских банков.
Анализ условий реструктурированного выпуска Межпромбанк 10 показывает, что его структурное усиление за счет участия инвесторов в потенциальных денежных поступлениях от продажи активов ОПК дает его держателям определенные преимущества – по крайней мере, по сравнению с держателями еврооблигаций Межпромбанк 13. У держателей бумаг Межпромбанк 10 есть возможность усилить свои позиции за счет гарантий от юридических лиц, предположительно являющихся держателями акций судостроительных активов, – в документацию выпуска включен пункт об их участии в поступлении денежных средств от потенциальной продажи активов. Мы не беремся делать предположения относительно юридической трактовки текста данных условий
Доступная отчетность банка малоприменима для оценки потенциального объема ликвидных или приносящих доход активов и может использоваться только для исторического анализа. /Любопытные с нашей точки зрения данные из последней доступной отчетности Межпромбанка касательно структуры его кредитного портфеля представлены на рис. ниже./ В ходе работы временной администрации могут выявиться новые детали относительно качества активов Межпромбанка. Судя по комментариям представителей Банка России, это качество значительно ниже, чем следовало из отчетности, что негативно скажется на оценке достаточности капитала и объема активов, которые могут войти в конкурсную массу.
Вчера мы видели попытки продаж бумаг Межпромбанка по ценам ниже 20% от номинала. На наш взгляд, ситуация пока складывается таким образом, что именно держатели облигаций банка примут основной удар с точки зрения кредитных потерь. По мере появления любой информации, касающейся ликвидационной стоимости активов Межпромбанка, мы не исключаем волатильности котировок. На данный момент мы не видим никаких оснований для того, чтобы еврооблигации банка торговались на более высоких ценовых уровнях, и ожидаем скорее снижение котировок. Реестр требований кредиторов Межпромбанка будет формироваться в соответствии с российским законодательством о банкротстве кредитных организаций».
Источник: Прайм-Тасс