«За последние десять лет динамика экономических показателей Казахстана была лучше, чем у многих других стран региона, включая Россию и Украину. Наиболее впечатляющая картина сложилась во время кризиса и после него: несмотря на сложную ситуацию, банковский сектор Казахстана сумел выжить, а экономика в целом в 2009 году выросла на 1,2%. В то же время ВВП России, по официальным данным, сократился в прошлом году на 7,9%, а спад в экономике Украины был еще сильнее — более 15%.
В 2010 году ситуация в экономике Казахстана снова должна быть лучше, чем в других странах СНГ. Несмотря на довольно высокую базу сравнения, экономика Казахстана может вырасти приблизительно на 7,0-8,0% /в 1К10 рост с уровня годичной давности составил 7,1%, в 1П10 — 8,0%/. В России рост будет менее значительным — 5,0% или около того, а ВВП Украины, по прогнозам, увеличится на 3-4%. Несмотря на весьма низкую базу сравнения с прошлым годом, благодаря которой динамика показателей могла бы быть более впечатляющей, рост ВВП России и Украины будет более умеренным. Перспективы экономики Казахстана на 2011 год также выглядят довольно неплохо.
Прогнозы роста на 2010 год и последующие годы, представленные правительством Казахстана и международными финансовыми организациями, достаточно консервативны. По оценкам казахстанского правительства, рост экономики страны составит 5,0% в текущем году и 3,1% — в будущем. МВФ в апреле прогнозировал, что в 2010 году экономика Казахстана будет расти медленнее — на 2,4%, а в 2011 году быстрее — на 4,2%. Сейчас, скорее всего, ситуация видится таким образом, что темпы роста ВВП будут выше в 2010 и несколько ниже в 2011 году, поскольку завершится посткризисный «отскок». В целом, рост экономики Казахстана будет более устойчивым, чем в России и Украине.
Более высокие, чем ожидалось, темпы роста /в сравнении с официальными прогнозами/ обеспечат улучшение бюджетных показателей, поэтому дефицит бюджета Казахстана может быть ниже запланированных правительством на будущий год 2,8% ВВП. В результате инфляция, которая за 8М10 осталась умеренной — 4,6% /а в августе была нулевой/, вероятно, удержится в рамках официально объявленного целевого диапазона 6-8% в 2010 и 2011 годах, причем в последнем случае будет ближе к нижней границе или еще ниже.
Снижение инфляции будет возможно, если цена на нефть в 2011 году будет выше, чем предполагает правительство Казахстана /$65 за баррель/. В этом случае дефицит бюджета окажется меньше, чем ожидалось, что и будет способствовать замедлению инфляции. Кроме того, правительство Казахстана консервативнее подходит к планированию бюджета, в котором заложены более низкая цена на нефть на 2011 год, тогда как российское правительство, по-видимому, оптимистичнее оценивает перспективы мировой экономики и цен на сырье, и, не колеблясь, закладывает в бюджет среднегодовую цену нефти в $75 за баррель, что близко к уровню текущего года.
Более рациональный и консервативный подход к оценке ситуации на сырьевых рынках, который демонстрирует правительство Казахстана, снижает риск возникновения кризисной ситуации в экономике в 2011 году. В России этот риск выше. Ослаблению экономических рисков в Казахстане способствует не только более разумная бюджетная политика, но и более последовательная экономическая политика в широком смысле слова. Бюджет Казахстана менее уязвим не только благодаря тому, что в нем заложена более низкая цена на нефть, но и потому, что общий уровень бюджетных расходов останется намного ниже, чем в России и Украине. Совокупный объем бюджетных расходов в Казахстане составляет около 25% ВВП, тогда как в России только расходы федерального бюджета эквивалентны примерно 22-23% ВВП, а расходы консолидированного бюджета /включая региональные расходы, скорректированные с учетом трансфертов из федерального бюджета в местные/ в прошлом году составили приблизительно треть ВВП. Сдерживание бюджетных расходов в Казахстане способствует увеличению эффективности экономики, повышению темпов роста и снижению инфляции, и такая тенденция, вероятно, сохранится в 2011 году и в последующие годы.
Отношение внешнего долга к ВВП у Казахстана намного выше /в 2009 году долг составлял почти 100% ВВП, а в 2010 году он должен быть на уровне менее 90% ВВП/, чем в России /по прогнозам, к концу года долг составит около 33% ВВП/, однако график погашения долга Казахстана вполне приемлемый. В 2011 году Казахстану предстоит погасить приблизительно $11,6 млрд. долга, включая процентные платежи, что, по оценкам, будет сопоставимо со счетом текущих операций. Ограниченность бюджетных расходов и их умеренный рост позволяют сдерживать не только инфляцию, но и рост импорта: в текущем году объем импорта должен быть на 7-8% выше по сравнению с прошлым годом, тогда как в России рост импорта в 2К10 и июле ускорился примерно до 33% с уровня годичной давности. Неудивительно, что в России баланс счета текущих операций ухудшается, и рубль в последние недели стал более уязвимым. В Казахстане же в 2010 году было зафиксировано весьма большое положительное сальдо счета текущих операций /$5,7 млрд. в 1П10 против дефицита $3,5 млрд. в 1П09/.
Макроэкономические риски в Казахстане слабее, поскольку правительство страны лучше справлялось с решением проблем, возникавших в результате внешних воздействий из-за нестабильности мировой экономики. Оно быстрее и эффективнее отреагировало на кризис и проводило более последовательную экономическую политику, благодаря чему стране удалось избежать сокращения ВВП в 2009 году /в отличие от России и Украины/. Политические риски в 2011 году /если допустить, что они существуют/, намного слабее, чем в России, поскольку экономическая политика в Казахстане проводится более последовательно. Таким образом, Казахстан будет более привлекательным для зарубежных инвесторов, и прямые иностранные инвестиции позволят улучшить баланс счета капитала. Перспективы национальной валюты также вполне оптимистичны. Благодаря снижению инфляции конкурентоспособность казахстанской экономики меньше пострадает из-за реального ослабления тенге.
Все вышесказанное означает, что несмотря на сильную зависимость экономики Казахстана и России от цен на сырье и несовершенство институциональной структуры, ситуация в Казахстане более благоприятна, поскольку правительство меньше вмешивается в экономические вопросы и проводит более последовательную экономическую политику. Это факторы должны позитивно сказаться на конъюнктуре рынке облигаций.
В силу похожести экономик двух стран в целом, структура производства в ВВП России и Казахстана выглядит почти одинаково — единственное серьезное различие обусловлено тем, что добыча полезных ископаемых составляет более значительную часть экономики Казахстана, тогда как в России выше доля обрабатывающей промышленности. Структура ВВП по конечному использованию в двух странах различается в основном тем, что правительство Казахстана «потребляет» меньше, чем российское правительство. Вследствие этого система налогообложения и перераспределения доходов в России действует менее эффективно — в целом налоговое бремя тяжелее, и большая часть финансовых ресурсов перераспределяется от более эффективных секторов экономики и компаний к менее эффективным, в результате темпы экономического роста в России ниже, а инфляция выше. Неудивительно, что Казахстан инвестирует в основной капитал более существенную долю ВВП, чем Россия, несмотря на то что российское правительство нарастило так называемые «расходы на национальную экономику» до 16% от совокупных расходов федерального бюджета.
Ранее мы писали о том, что у нас вызывает обеспокоенность среднесрочная бюджетная политика российского правительства, которая предполагает, что номинальные бюджетные расходы продолжат расти, и в ближайшие годы бюджет будет ежегодно сводиться с дефицитом около 3-4% ВВП. Хотя размер дефицита кажется относительно умеренным в сравнении с другими странами, и на деле он может оказаться несколько ниже, но чрезмерная зависимость российского бюджета от цен на нефть делает подобную стратегию слишком рискованной и неустойчивой.
Российское правительство планирует финансировать дефицит бюджета в основном за счет заимствований на внутреннем рынке. Государству необходимо привлечь до 1,4 трлн. руб., хотя, как сказано выше, доходы бюджета могут быть больше, чем ожидается, и в этом случае дефицит сократится, но не сильно. В будущем году покрыть дефицит бюджета будет несложно, поскольку банки накопили достаточно резервов в ЦБ /в том числе в виде облигаций и средств на корреспондентских счетах, в общей сложности на сумму около 2,2 трлн. руб./, и можно допустить, что примерно половина этих денег /поскольку банкам необходимо иметь определенный резерв ликвидности/ будет переведена в государственные облигации и таким образом вернется в систему. Это поддержит относительно высокий уровень инфляции и продолжит оказывать давление на рубль.
В 2012 и 2013 годах финансировать дефицит бюджета будет гораздо сложнее, и это означает, что политика должна измениться тем или иным образом. Пока неясно, какой будет новая политика, поскольку в 2012 году предстоят президентские выборы. С учетом вышесказанного не вызывает удивления высокая волатильность валютного рынка, наблюдавшаяся в последние недели, когда рубль снизился против евро и доллара, несмотря на ослабление последнего на мировых рынках и повысившиеся цены на нефть. В будущем году колебания валютных курсов и спредов будут еще сильнее.
В Казахстане, напротив, складывается более обнадеживающая ситуация. Помимо таких факторов, как более быстрый рост ВВП и меньший дефицит бюджета в том случае, если цены на нефть действительно будут близки к $75 за баррель /как ожидает российское правительство/, следует отметить и то, что правительство Казахстана продолжит накапливать резервы в Национальном фонде /счета которого не включены в бюджет/. По состоянию на 1 сентября в фонде было накоплено $30 млрд., и его объем продолжает увеличиваться, в то время как Резервный фонд РФ, теоретически, может быть исчерпан в будущем году /по состоянию на 1 сентября его объем был равен примерно $40 млрд./. Хотя российское правительство хочет оставить неприкосновенным другой фонд /Фонд национального благосостояния, размер которого на 1 сентября 2010 года составлял примерно $87 млрд./, тенденции в двух странах совершенно различные. В Казахстане ожидается более быстрый рост экономики и более низкая инфляция, чем в России, что позволит правительству страны продолжать накапливать резервы, ослабит долгосрочные макроэкономические риски и, соответственно, положительно скажется на рынке облигаций. Внешние условия для России и Казахстана примерно одинаковы, а значит, решающее значение имеет политика, проводимая правительствами двух стран».
Источник: Прайм-Тасс