«В пятницу ЦБ повысил на 0,25 п.п. депозитные ставки, являющиеся ключевыми для денежного рынка, при этом оставив ставки по операциям рефинансирования без изменений. В опубликованном пресс-релизе в явном виде не указана цель проведенного повышения. Сказано, что инфляция растет, но в основном в связи с немонетарными факторами, а «инфляционные риски, обусловленные монетарными условиями, остаются умеренными, но заслуживающими более пристального внимания со стороны денежных властей». С другой стороны, в документе говорится, что в результате повышения депозитной ставки сузится процентный коридор, но прямо не заявляется, что это главная цель данной меры.
Мы все же считаем, что с учетом всех сделанных Сергеем Игнатьевым заявлений, главной целью повышения ставок является борьба с инфляцией. В противном случае для сужения процентного коридора можно было бы снизить ставку РЕПО. В то же время, формат повышения, а также обтекаемость формулировок пресс-релиза говорит о том, что денежные власти еще не уверены в своих будущих действиях.
С одной стороны жесткая борьба с инфляцией с помощью монетарных мер предполагает негативное воздействие на потребительский спрос с помощью повышения стоимости заимствования. В условиях неустойчивого экономического роста в России и только недавнего начала восстановления кредитной активности, ужесточение процентной политики опасно. Даже Китай, где наблюдается кредитный бум, и темпы роста экономики достигли предкризисного уровня, очень осторожно повышает ставки в связи с ростом продовольственных цен.
С другой стороны, политически Банк России находится в очень некомфортной ситуации.
Темпы роста продовольственных цен снижаются очень медленно и остаются на высоком уровне уже в течение пяти месяцев. Причина этого — непрекращающееся повышение мировых сельскохозяйственных цен, которое накладывается на дефицит продовольственных товаров внутри страны в связи с последствиями засухи. В результате темпы инфляции в формате год к году быстро увеличиваются, и даже при самом оптимистичном сценарии в мае они могут достигнуть 9% /в результате эффекта низкой базы/. Если же быстрый рост продовольственных цен в скором времени не прекратится, то инфляция в определенный момент может превысить 10%. И хотя инструменты Центрального банка не созданы для противодействия ценовым шокам предложения, от него ждут каких-то мер.
Как мы уже писали ранее, в текущих условиях Центральный банк, по нашему мнению, не должен был бы повышать процентные ставки, поскольку среднесрочные риски инфляции являются умеренными. Однако уже предпринятые шаги ЦБ и заявления его представителей говорят о том, что будущих повышений, скорее всего, избежать не удастся. Этому, кстати, может поспособствовать вполне вероятное ускорение роста цен в сегменте непродовольственный товаров в связи с подорожанием одежды /в Китае это уже произошло/, т.к. мировая цена хлопка бьет все рекорды. В то же время мы считаем, что в условиях обеспокоенности по поводу экономического роста повышение ставок будет проходить достаточно медленно – не более 0,5 п.п. в первом полугодии 2011″, — «Райффайзенбанк»
Источник: Прайм-Тасс