«Уверенный рост экономики с начала 2000-х почти на 7% в год во многом определялся повышением производительности труда. Быстрыми темпами росли и зарплаты, благодаря чему уровень благосостояния населения увеличился более чем вдвое. Но кризис нарушил такое положение вещей, обнажив недостатки докризисного развития. Итог – рекордное падение ВВП, сохранение внушительного отставания от мировых лидеров по производительности труда, недостаточное по меркам экономического спада снижение зарплат и повышение удельных расходов на оплату труда, оказавшее дополнительное давление на рентабельность компаний. В таких условиях качественное улучшение динамики прибылей невозможно без дальнейшего повышения эффективности и снижения затрат, включая расходы на труд. Лучшие перспективы у пищевой промышленности, торговли и финсектора. В инфраструктурных отраслях, сельском хозяйстве и промышленности без роста отдачи от инвестиций, дефицит которых остается, улучшения вряд ли возможны, ведь производственные мощности изношены, а в ряде случаев и почти полностью загружены. Но финансировать капвложения теперь будет сложнее из-за падения прибылей и высокой долговой нагрузки ряда секторов.
Несмотря на рост производительность труда в РФ составляет лишь 30% от уровня США. Повышение производительности труда, по динамике которой Россия уступала только Китаю, во многом объясняет впечатляющие темпы роста ВВП до кризиса. Но к 2009 г. она выросла лишь до 30% от уровня США с 23% в конце 1990-х, если сравнить объем реального ВВП на одного занятого. По ключевым секторам цифры разнятся от 6% до 55%. В лидерах – финансовый сектор и торговля. Явные аутсайдеры – энергетика, сельское хозяйство и такие социально-значимые сферы как образование и здравоохранение.
Отставание по уровню зарплат от США уже заметно меньше… Средний уровень зарплат в РФ сейчас составляет около 28% от уровня США против 9% в конце 1990-х. В то же время расходы на труд сейчас составляют рекордные 52% ВВП – уровень, сопоставимый с США, – что при заметно более высокой доле налогов в РФ неминуемо сказалось на рентабельности компаний. Иными словами, дальнейший рост реальных зарплат, опережающий производительность труда, представляет серьезную угрозу для конкурентоспособности российской экономики.
…а на уровне многих секторов отставание и вовсе отсутствует, поскольку долгое время зарплаты также росли быстрее производительности труда. Неудивительно, что в кризис именно увольнения и сокращения зарплат стали для бизнеса основным антикризисным инструментом. Но лишь в торговле, финансовой сфере и строительстве это позволило вернуть зарплаты на экономически обоснованный уровень. В других секторах, в наибольшей степени в госуправлении и бюджетной сфере, резервы для оптимизации расходов на труд сохраняются, особенно в преддверии повышения ставки страховых взносов с 2011 г.
Износ основных средств, низкая отдача от инвестиций и высокие долги – препятствия для повышения эффективности. Недозагрузка производственных мощностей в начале 2000-х и последующий инвестиционный бум поддержали рост производительности труда в РФ. Но совокупная отдача от труда и инвестиций снижалась, ведь до кризиса растущие капвложения позволяли не столько повысить конкурентоспособность, сколько поддержать функциональность мощностей на требуемом уровне. Для повышения конкурентоспособности и дальнейшего развития нужны дополнительные инвестиции, но из-за падения рентабельности и накопленных долгов новые займы привлекать будет сложнее, поэтому инвестпрограммы придется финансировать за счет акционерного капитала.
Лучшие перспективы роста у ритейла, финансового сектора и пищевой промышленности, где уровень конкуренции и спрос на «эффективность» высок, а долги на приемлемом уровне. В инфраструктурном секторе, промышленности и сельском хозяйстве из-за высокой капиталоемкости и износа мощностей основной проблемой остается недостаток инвестиций и их низкая эффективность, причем в случае сельского хозяйства и обрабатывающего сектора из-за высокой долговой нагрузки решить ее будет намного сложнее».
Полную версию стратегии читайте по этой ссылке
Источник: Прайм-Тасс