«В различной экономической литературе, а также в разговорах сэйлзов инвестиционных компаний со своими клиентами достаточно часто можно слышать мнение, что рынок акций предназначен, прежде всего, для долгосрочных инвесторов, что стратегия долгосрочных инвестиций – является наиболее правильной, если не единственно приемлемой. Понимается это просто, если условно ежеквартально всю жизнь вкладывать деньги в акции, то в старости будешь пить дорогой виски, закусывать черной икрой, свободно путешествуя по миру. Вместе с тем, последнее время можно часто слышать критику данного подхода, которая основана на динамике фондовых индексов. Действительно, посмотрев на графики, стратегия долгосрочного инвестирования не выглядит столь однозначной.
Для начала стоит разобраться в конкретике ситуации. Любая sell side аналитическая служба инвестиционной компании дает долгосрочные рекомендации по акциям, которые основаны на фундаментальной оценке компаний, под которой обычно подразумевается модель дисконтированных денежных потоков. Именно к фундаментальной оценке должна стремиться капитализация компании на бирже в долгосрочном плане. Однако, сложность ситуации в том, что фундаментальная оценка постоянно меняется, т.к. выходят квартальные финансовые результаты, происходят другие важные корпоративные события, меняются прогнозы цен на нефть, промышленные металлы, потребительского спроса и.т.д. Т.е. с точки зрения фундаментального анализа покупка акций является стрельбой по цели, которая движется и в любой момент может изменить курс. При этом цель может оказаться миражом, вложенные деньги оказаться выброшенными на ветер, как в ситуации с Enron. Стоит также напомнить, что с точки зрения фундаментального анализа краткосрочная покупка акций в принципе является бессмысленной, т.к. краткосрочные колебания рынка определяются случайными факторами, а не экономическим базисом.
Однако, вернемся к анализу стратегии покупки акций на длительный временной срок. Сразу следует сказать, что фондовые индексы не учитывают дивиденды, сумма которых за длительный период времени при реинвестировании может оказаться значительной. При этом у долгосрочных покупок есть известная экономическая логика – рост экономики и инфляция. Под влиянием этих процессов в номинальном выражении растут прибыли компаний, а значит, в принципе, должна расти стоимость акций. Однако, на деле все намного сложней. Долгосрочный рост экономики инвесторам в принципе никто не гарантирует, рост может чередоваться спадом, инфляцию может сменить дефляция. При этом совокупный риск вложений в акции и риск вложений в акции конкретного эмитента может значительно меняться во времени. Т.е. в разные временные промежутки для рынка могут быть абсолютно разные справедливые значения мультипликаторов P/E и EV/EBITDA или ставки дисконтирования.
Всегда надо помнить, что акции растут в цене, только тогда когда их покупают, и падают только тогда, когда их продают. Некоторые участники рынка хорошо помнят, как осенью 2008 года в России капитализация одной компании оказалась меньше суммы наличных денежных средств на ее счетах. Т.е. капитализация компаний в значительной степени зависит от ситуации с ликвидностью в мировой финансовой системе. Политика мировых центральных банков может значительно меняться во времени. При этом любой рынок акций в мире по-прежнему в значительной степени остается филиалом The Wall Street.
В мире также случаются различные политические события войны, революции и.т.д. Один из самых грустных примеров это Россия чуть менее ста лет назад. Когда началась Первая Мировая Война суверенный долг Российской Империи рассматривался как один из самых надежных, долгосрочные перспективы российских компаний, учитывая перспективы экономики и потенциал страны, также на общем фоне не выглядели пессимистично. Однако, захватившее власть в результате блестящей операции немецкого генерального штаба новое правительство большевиков отказалось платить по суверенному долгу. Московские брокеры не поверили в серьезность нового режима и национализацию предприятий и организовали торговлю акциями недалеко от Кремля. Торговля продолжалась пока не попалась на глаза чекистам, жизнь брокеров оказалась сладкой, но не долгой. Кстати за век мало что изменилась. У публики из красного зоопарка работники инвестиционных компаний являются второй вражеской мишенью после непосредственно представителей верховной власти и олигархов. Покончить с биржевыми спекулянтами и национализировать так называемую нефтяную ренту публично призывал один из левых кандидатов на президентских выборах 2004 г.
Ну и наконец, очень важен момент покупки акций, «пузыри» на фондовом рынке никто не отменял, акции компаний могут быть оценены выше их справедливой стоимости. Классический пример — Россия 1997. Тогда в экономике свирепствовали неплатежи, ВВП к советскому уровню сократился примерно в 2 раза, бюджет практически полностью зависел от внешних кредиторов, а политологи гадали, сколько еще может «протянуть» у власти первый президент России, и когда начнется новая война на Кавказе. Однако, приток горячих денег из-за рубежа привел к значительному росту рынка акций, который практически не был связан с реальным состоянием экономики. Пузырь быстро надулся и быстро лопнул. Конечно долгосрочные инвесторы, купившие российские акции на пике 1997 года, также оказались в плюсе. Однако, им пришлось значительный срок сидеть в убытках. При этом рост российского рынка акций в нулевые был, прежде всего, вызван фактическим восстановлением государства, снижением странового риска и экономическим бумом. Этот сценарий в 1998 или 1999 выглядел почти невероятным. Однако даже на этом пути, инвесторов ожидали неприятные сюрпризы, например, дело Юкоса или нежелание провести раскольцовку менеджментом Сургута (SNGS). Многие до последнего не верили в либерализацию рынка акций Газпрома (GAZP) и упустили возможность участвовать в основном ралли десятилетия.
Вывод является противоречивым. Мир намного сложней и опасней, чем кажется недалекой публике. Покупая акции, вы приобретаете актив, долю в бизнесе. И по разным причинам эта доля может стоить дороже или дешевле. Рынок акций вне зависимости от срока инвестирования это большие возможности и большие риски. Риски иногда не видны на первый взгляд, рынок, например, очень долго игнорировал серую налоговую оптимизацию Юкоса, которая в итоге погубила опальную нефтяную компанию.
Для того, чтобы накопить деньги на пенсию больше подходят банковские депозиты и облигации. Однако, здесь также присутствуют значительные риски. Девиз 90-х, «долги отдают только трусы», никто не отменял», — Александр Разуваев, начальник аналитического отдела ИК Галлион Капитал
Источник: Прайм-Тасс