Рецессия может быть, и позади, но не пора ли готовиться к следующей? – Владимир Брагин и Мария Помельникова, НБ «Траст»

«За последнюю неделю представители российской власти озвучили довольно много вполне оптимистичных прогнозов по различным макропоказателям. Так, рост ВВП прогнозируется в районе 3-4%, инфляция должна замедлиться до 5-6%, а инвестиции – вырасти на 5-10%. В целом, по мнению премьер-министра, рецессия в российской экономике закончилась.

Хотя мы относимся к этим прогнозам с определенной долей скептицизма, больше всего нас беспокоит проблема дефицита бюджета, который в 2010 году, по прогнозу МЭР, может составить 6.2-6.4% ВВП. Напомним, что расходы бюджета по итогам 2009 года выросли на 27.3%, тогда как доходы упали на 20.9%, а дефицит составил 5.9% ВВП.

Согласно заявлениям, сделанным премьер-министром в ходе своего отчета перед Думой, сокращать расходы бюджета правительство пока не собирается, тем более социальные статьи. Напротив, глава правительства упомянул рост реальных доходов населения на фоне сокращения ВВП в качестве одного из главных достижений. К новому предложению премьера о том, что расходы можно оптимизировать путем перераспределения их по целевым программам, мы относимся скептически — это если и улучшит в будущем контроль над целевым использованием средств, то, с учетом коррупции и непрозрачности механизма формирования бюджета, вряд ли поможет избежать роста расходов.

Рост поступлений бюджета в предстоящие годы будет ограничен как слабым ростом налоговой базы из-за умеренного роста экономики, так и по причине медленного удорожания цен на нефть /даже увеличение до USD100 за баррель нам видится маловероятным/. Вследствие этого вопросы финансирования дефицита должны стать поводом для беспокойства в ближайшие несколько лет.

Запланированное в 2010 г. расходование Резервного фонда и ФНБ на покрытие около трети дефицита, как и монетизация дефицита, может вызвать существенные инфляционные риски и одновременно чрезмерное снижение ставок денежного рынка. Рост заимствований на внутреннем рынке посредством ОФЗ, на наш взгляд, также может представлять опасность. Хотя на текущий момент объем размещенных ОФЗ составляет лишь RUB76.5 млрд. из предусмотренных в бюджете RUB695 млрд., мы не исключаем, что в случае необходимости Минфин может начать размещать их в ускоренном режиме.

То же касается и выпуска суверенных еврооблигаций, объем размещения которых, составляя сейчас USD5.5 млрд. с перспективой достигнуть порядка USD17 млрд. к концу 2010, выглядит мизерным на фоне достаточно высокого текущего уровня золотовалютных резервов — USD448.6 млрд., который в среднем уже лишь на 10% ниже докризисных апрельских показателей 2008 года.

Тем не менее не стоит забывать, что возможности финансировать дефицит за счет долговых рынков могут довольно быстро исчезнуть. Если цена на нефть упадет примерно до USD40.0-50.0 за баррель, это может привести к тому, что из-за расширения кредитных спредов и большей осторожности инвесторов выходить на внешние рынки станет гораздо сложнее. При этом, в случае сильного давления на рубль и при активных продажах валюты ЦБ, образующийся таким образом дефицит ликвидности может стать причиной закрытия и внутреннего рынка.

С учетом того, что риск снижения цен на нефть остается довольно высоким, правительству следует как можно скорее перейти к сбалансированному бюджету, а еще лучше возобновить накопление стабилизационных фондов. Все-таки по историческим меркам нынешний уровень цен на нефть очень высок, и если он упадет, у правительства может не хватить ресурсов на закрытие образовавшейся в бюджете дыры».

Источник: Прайм-Тасс

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?