Фискальная /не/устойчивость, — Lombard Odier Darier Hentsch

Общепризнанным является тот факт, что экономики стран Запада за последнее десятилетие накопили огромный долг, в то время как в развивающихся странах накапливалось, соответственно, активное сальдо. Это способствовало возникновению неустойчивых глобальных дисбалансов, угрожающих большинству, если не всем, экономикам мира.

Однако, несмотря на то, что по общему мнению, процесс снижения долговой нагрузки идет должным образом, и западные экономики начали предпринимать необходимые меры, направленные на решение фискальных проблем, мы обнаружили, что правительства только приступают к решению этих вопросов, и до настоящего времени практически ничего конкретного в данном направлении не сделано.

Несмотря на то, что необходимость ужесточения фискальной политики для стабилизации уровня задолженности в ведущих экономиках является общепризнанной, о конкретных необходимых объемах бюджетной экономии почти ничего не говорится.

Математические расчеты приводят к неутешительному результату – в будущем предстоит значительное, беспрецедентное для мирного времени ужесточение бюджетной политики.

Арифметика устойчивости государственной задолженности проста и неоспорима: реальный темп роста долга страны является суммой двух слагаемых: отношения ее реального первичного дефицита бюджета /1/ к коэффициенту задолженности за данный период /мера изменения долга в течение данного периода/ и фактической процентной ставки по государственному долгу /сумма денежных средств, которую страна должна тратить на обслуживание существующего долга в течение данного периода/.

Из этого уравнения /2/ мы выводим первичный профицит бюджета, который должна поддерживать страна для сохранения константного соотношения долга к ВВП /3/. Из этого следует, что если фактическая процентная ставка по долгу превышает уровень тренда реального роста ВВП, то любая страна, имеющая государственный долг, должна производить и поддерживать первичный профицит бюджета с целью стабилизации соотношения долг / ВВП.

Страна Чистая сумма долга Первичное сальдо, скорректированное с учетом экономического цикла Первичное сальдо, необходимое для стабилизации соотношения долг/ВВП Необходимые фискальные поправки в проц от ВВП
Испания 43 -4,7 0,6 5,4
Ирландия 62 -5,5 0,9 6,4
Португалия 63 -4,3 0,1 4,4
Япония 114 -5,5 1,6 7,1
Великобритания 51 -5 0,3 5,2
США 68 -7 0,3 7,4

Верхняя таблица показывает текущие, скорректированные с учетом экономического цикла первичные сальдо ведущих развитых экономик /2-й столбец/ в сравнении с первичными профицитами, которые будут необходимы для поддержания соотношения долг / ВВП на уровне 2010 года /3-й столбец/. В основе расчетов лежат оптимистичные предположения, включающие исторический уровень тренда роста реального ВВП и реальные процентные ставки.

В последнем столбце представлена разница между данными двумя показателями, которая иллюстрирует необходимый объем ужесточения бюджетной политики, выраженный в % от ВВП. Необходимый объем ужесточения фискальной политики составляет 4,5 – 5,5% в Испании и Португалии, 6,5% в Ирландии, и свыше 7% в Японии и США. Если взять за основу уровень тренда роста ВВП и ТЕКУЩИЕ реальные доходы, то ситуация ухудшается и требует следующей корректировки: 9,7% от ВВП в Ирландии, 8,8% в Греции и 7,8% в Португалии …

/1/ Дефицит без учета процентных выплат по государственному долгу, т.е. управляемый дефицит
/2/ Реальный рост долга = реальный первичный дефицит / реальный долг + фактическая процентная ставка по сумме долга. Из этого следует: изменение суммы долга / ВВП = первичный дефицит / ВВП + /процентная ставка – темп роста/ * долг / ВВП или ch d = -s + [/r – g/ / /1 + g/] * d и s = [/ r – g/ / /1 + g/] * d, где d = долг /нетто/ / ВВП в начальной точке [ch d = изменение соотношения за период], s = первичное сальдо бюджета в % от ВВП [сальдо без включения процентов], g = темп роста реального ВВП, r = фактическая процентная ставка по непогашенным государственным обязательствам.
/3/ Если мы определяем r как фактическую процентную ставку, уплачиваемую по непогашенным государственным обязательствам, а g — как темп роста фактического ВВП, тогда минимальная величина первичного сальдо бюджета в % от ВВП, необходимая для стабилизации отношения госдолга к ВВП, определяется уравнением /r-g///1+g/*долг.
/4/ Как показано на нижнем графике, среди успешных политик ужесточения, проведенных с 1980 г., в 67% случаев меры сводились к урезанию расходов, в то время как лишь в 33% случаев меры были направлены на увеличение доходов.

Значения данных показателей, очевидно, будут даже выше, учитывая неизбежность замедления реального роста ВВП! Невероятно высокие значения данных параметров ясно показывают, что в некоторых из этих стран неизбежны либо дефолт, либо реструктуризация.

Источник: Прайм-Тасс

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?