«Судя по сегодняшним заявлениям, сделанным главой ЦБ Сергеем Игнатьевым в ходе своего выступления на съезде Ассоциации российских банков, Центральный Банк продолжит отказываться от мер антикризисного регулирования. Говоря о состоянии российских банков, Игнатьев отметил, что объем просроченной задолженности сокращается, кредитный портфель растет /Игнатьев озвучил цифру 1.5% в марте без учета Сбербанка (SBER)/, ситуация с рублевой ликвидностью не вызывает беспокойства.
В целом Игнатьев не видит серьезных системных рисков для банковской системы, по крайней мере тех, которые потребовали бы новых инструментов поддержки банков. Впрочем, он все же добавил, что «возможно, точку в этом вопросе ставить рано».
Правда, важно отметить, что мы до сих пор не исключаем, что это улучшение может не иметь под собой постоянной основы – слабое оживление нефинансового сектора экономики и неуверенность бизнеса в перспективах не позволяют банкам легко вернуться к докризисной довольно агрессивной модели развития. В частности, велика вероятность, что даже скромного, по меркам докризисных лет, 15% роста кредитования по итогам года может не произойти.
Примечательно, что низкую кредитную активность банков глава ЦБ объясняет как плохим качеством существующих заемщиков, так и невысоким объемом спроса при сложившемся уровне ставок. При этом он признает, что в настоящее время ограничением для снижения ставок по кредитам являются дорогие пассивы банков, сформированные в кризисный период. Отметим, что если этот фактор действительно важен, то у ЦБ нет никаких оснований для снижения ставок с целью стимулирования кредитования. И если эта идея будет воспринята советом директоров ЦБ, то в ходе следующего заседания, которое должно пройти в конце апреля, ставки ЦБ могут остаться без изменений.
Конечно, хотелось бы получить более подробную расшифровку – что же конкретно подразумевает Банк России под «посткризисным регулированием». В рамках постризисного регулирования многие Центробанки мира обещают ужесточение надзора, более полный и строгий учет рисков, а также жесткую денежно-кредитную политику /высокие ставки/, причем некоторые, например, ЦБ Австралии, уже на полном ходу идут в этом направлении.
Если в своем выступлении Сергей Игнатьев имел в виду именно это, то помимо остановки снижения ставок, что пока не является консенсусом среди участников, резервные требования могут вырасти, особенно по валютным пассивам. Мы также не исключаем более настойчивых попыток ЦБ внедрить хотя бы Базель-2, а возможно и дополнить его некоторыми расширениями, появившимися во время кризиса».
Источник: Прайм-Тасс