В четверг, 2 декабря, стало известно, что чемпионат мира по футболу в 2018 г. пройдет в России. Само собой разумеется, что это прекрасная новость не только для любителей футбола, но и для всех россиян в целом. Прежде всего это означает, что российской национальной сборной обеспечено участие в чемпионате /в постсоветское время нашей команде лишь дважды удалось пройти отборочные соревнования – в 1994 и 2002 гг. – однако в обоих случаях она выбывала уже в первом раунде/. Тем не менее новость следует рассматривать не только сквозь призму спорта, но также и с экономической и структурной точек зрения и, естественно, с точки зрения отношения к России инвесторов.
Что касается последствий для экономики в целом, то положительный эффект хотя и присутствует, однако, на наш взгляд, не очень значителен и проявится в более отдаленной перспективе. Со структурной точки зрения эффект может оказаться более быстрым и одновременно более продолжительным. В плане рыночного настроя реакция будет немедленной, но недолгой.
Чемпионат. Заявка России предусматривает проведение игр в 13 городах – от Калининграда на западе до Екатеринбурга на востоке и от Санкт-Петербурга на севере до Сочи /где в 2014 г. пройдет еще и зимняя Олимпиада/ на юге. Первая игра, полуфиналы и финал состоятся в Москве на стадионе «Лужники», который был центральным объектом Олимпиады-80. В целом заявка предусматривает использование 16 арен, из которых три будут реконструированы, а 13 – построены с нуля. Ожидается, что матчи посетят 3.1 млн болельщиков. Игры пройдут с 8 июня по 8 июля 2018 г.
Транспортная инфраструктура. Из 13 городов, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира, шесть будут соединены между собой скоростной железной дорогой. Скоростное железнодорожное сообщение Москва-Санкт- Петербург и Москва-Нижний Новгород уже действует. Линия Москва-Сочи будет запущена к 2013 г., а в Калининград скоростные поезда начнут ходить к 2016 г. Модернизации подвергнется и автодорожная сеть, однако, учитывая масштаб российской территории, основным средством передвижения все же остается воздушный транспорт.
К 2015 г. Россия обещает вдвое увеличить пропускную способность аэропортов Москвы и Санкт-Петербурга, а мощность аэропорта Екатеринбурга к 2012 г. повысить в три раза /его реконструкция ведется с 2003 г./. Аналогичная модернизация ожидает аэропорты Калининграда и Самары /к 2018 г. и 2020 г. соответственно/. Пропускная способность аэропортов Казани и Сочи к 2018 г. возрастет в четыре раза, а в Ростове-на-Дону к 2017 г. планируется возвести новый аэропорт.
О каком объеме расходов может идти речь? По нашим первым грубым подсчетам – порядка $20 млрд. Комментарий главы российского Минфина Алексея Кудрина о том, что проведение чемпионата мира по футболу в 2018 г. должно обойтись дешевле, чем зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 г., мало что говорит о возможном масштабе затрат, тем более что окончательная сумма расходов на Олимпиаду в Сочи тоже пока неясна /по разным оценкам – от 700 млрд до 1 трлн руб., или $23-32 млрд/. Сравнение с аналогичными мероприятиями за рубежом тоже дает разноречивый результат. Так, согласно неофициальным подсчетам, на проведение Олимпийских игр 2008 г. Китай потратил $70 млрд. Правда, большинство наблюдателей сходятся во мнении, что расходы Китая были абсолютно неоправданно завышены, да и сама по себе оценка вряд ли является точной ввиду отсутствия сколько-нибудь надежной информации на этот счет. На наш взгляд, более подходящим ориентиром могут служить данные о соответствующих расходах ЮАР и Бразилии. Первой из них чемпионат мира по футболу 2010 г. /10 городов, 10 спортивных арен/ обошелся примерно в $9 млрд; расходы на проведение ЧМ-2014 в Бразилии /12 городов, 12 арен/ на данный момент оцениваются приблизительно в $10 млрд.
Если не брать в расчет китайский опыт как пример явного завышения необходимых расходов, мы полагаем, что сумма порядка $10 млрд представляет собой достаточно справедливую оценку стоимости проведения чемпионата мира по футболу. Однако российская заявка подразумевает большее число принимающих городов, чем в случае Бразилии и ЮАР /хотя, насколько мы понимаем, в дальнейшем эта цифра может быть уменьшена/, а следовательно, и масштаб работ по созданию и модернизации необходимой инфраструктуры будет больше. Кроме того, следует понимать, что при этом существует сильное желание выйти за рамки абсолютной необходимости.
Нельзя забывать и о возможности нецелевого использования выделяемых средств, нередкого для подобных проектов. С учетом всех этих соображений мы оцениваем потенциальный объем инвестиций, связанных с проведением чемпионата, примерно в $20 млрд. Это вдвое больше бюджетов чемпионатов мира в Бразилии и ЮАР, и чуть более половины стоимости Олимпиады в Сочи.
Экономический эффект: рост. Россия – это большая и растущая /умеренными темпами/ экономика. По нашим оценкам, в период с 2010 по 2018 гг. российский ВВП увеличится с $1.5 трлн до $3 трлн. Примерно половина этого роста будет достигнута за счет реального роста экономики, а остальное – за счет укрепления рубля в реальном выражении. Если исходить из того, что 12-18 месяцев потребуется на составление детального плана, а также учесть, что в 2017 г. в России будет проходить футбольный Кубок конфедераций /он проводится в стране, принимающей чемпионат мира, за год до самого чемпионата/, основная часть инвестиций должна быть освоена в период с 2012 по 2016 гг. По нашим оценкам, суммарный ВВП России с 2012 по 2016 гг. составит $10.7 трлн, а валовое накопление основного капитала /т.е. инвестиции/ – $2.4 трлн. Те $20 млрд, в которые мы оценили расходы на проведение чемпионата мира по футболу, составляют примерно 0.2% от первого и 0.8% – от второго из этих показателей. Иными словами, победа в конкурсе на право проведения чемпионата увеличивает размер /не темпы роста/ российского ВВП и инвестиций за указанный период на 0.2% и 0.8% соответственно. Вряд ли такой прирост можно назвать значительным.
Между тем отдельные сектора в большей степени выиграют от предстоящих изменений. Как всегда, наиболее существенного эффекта могут ожидать такие отрасли, как строительство, производство стройматериалов, сталелитейная промышленность, производство строительной и землеройной техники, а также транспортное машиностроение. Значительный эффект проведение чемпионата мира должно оказать и на туриндустрию, ресторанный бизнес, авиаперевозки. Чемпионат мира по футболу в ЮАР, например, посетили 450 тыс. гостей из других стран, на чемпионат в Германию приехало 2 млн иностранных болельщиков, а Бразилия ожидает 600 тыс. гостей. Между тем Россию в этом году должно посетить порядка 1.5 млн иностранных туристов. Таким образом, если отталкиваться от меньшей из названных цифр, то благодаря чемпионату турпоток должен увеличится примерно на 30%. При этом речь идет не о разовом увеличении в 2018 г., а о переходе на новый более высокий уровень, учитывая общее развитие и улучшение инфраструктуры /от чего выиграет и внутрироссийский туризм, развитие которого сдерживается неудобной логистикой/ и вероятное упрощение визовый режима /о чем речь пойдет ниже/.
Экономический эффект: бюджет. Мы считаем, что влияние предстоящего события на госбюджет тоже будет достаточно умеренным. Во-первых, в масштабах экономики России $20 млрд – это не так уж много, если учесть, что эта сумма будет распределена на несколько лет. Во-вторых, футбол в России является намного более популярным видом спорта, чем многие из тех дисциплин, которые будут представлены на зимних олимпийских играх в Сочи, в связи с чем можно ожидать, что частный бизнес охотнее возьмет на себя большую часть расходов, чем в случае с сочинской Олимпиадой. По оценкам Министерства финансов, доля федерального бюджета в финансировании Олимпиады составит порядка 70%. Даже если консервативно предположить, что в случае ЧМ-2018 соотношение будет таким же, то все равно дополнительные расходы в 2012-2016 гг. составят менее 0.2% ВВП в год /или 0.3%, если основные работы будут отложены до завершения Олимпиады, т.е. на 2015-2017 гг./. Хотя речь все же идет о довольно приличной сумме, она не окажет сколько-нибудь значительного влияния на бюджетную ситуацию в России. В целом мы полагаем, что затраты на проведение ЧМ-2018 скорее лягут на плечи крупного бизнеса в виде косвенного налога, нежели приведут к значительному увеличению прямого бюджетного финансирования, для чего потребовалось бы введение дополнительных прямых налогов на всех субъектов экономики либо существенное увеличение поступлений из других источников доходов бюджета.
Структурный эффект: инвестиции в инфраструктуру. В отличие от сочинской Олимпиады, ЧМ-2018 пройдет во многих городах и поэтому станет мощным толчком для давно необходимой модернизации транспортной инфраструктуры России. В этой связи нельзя не вспомнить грандиозный план комплексной перестройки всей транспортной системы Москвы и Московской области, за реализацию которого взялась новая столичная администрация /и на фоне которого меркнет масштаб инвестиций в подготовку к ЧМ-2018 – расходы на решение московских транспортных проблем могут составить $10 млрд ежегодно на протяжении пяти, а возможно и более, лет; при этом активное освоение средств должно начаться уже в самое ближайшее время, учитывая невозможность дальнейшего затягивания решения проблемы московских пробок/.
Количественно оценить все последствия расширения и модернизации инфраструктуры сразу достаточно сложно, однако они, вне всякого сомнения, будут значительными. Помимо улучшения условий для туризма /и для развития смежных бизнесов/, они заметно снизят расходы бизнеса и населения. Таким образом, модернизация транспортной инфраструктуры будет способствовать экономическому росту и – при условии постепенного повышения уровня конкуренции в российской экономике – снижению инфляции в средне- и долгосрочной перспективе.
Структурный эффект: большая открытость страны. Еще одним важным структурным прорывом – вероятность которого, на наш взгляд, повысилась, после того как Россия получила право принимать у себя зимнюю Олимпиаду 2014 г. и вот теперь еще больше с победой российской заявки на проведение чемпионата мира по футболу – является возможное облегчение визового режима с ЕС и, не исключено, с другими странами /но вряд ли с США/. В течение этого года не было ни одного мероприятия высокого уровня с участием представителей Европы и России, в ходе которого президент Дмитрий Медведев или премьер-министр Владимир Путин не поднимали бы вопроса о постепенном переходе к безвизовому режиму между Россией и ЕС. Облегчение въезда в РФ для граждан ЕС в свете этих двух событий представляется веским аргументом в пользу продвижения данной инициативы /интерес к которой пока в основном проявляет только российская сторона/. В связи с этим данный фактор может сработать гораздо раньше любой модернизации инфраструктуры /для которой помимо политической воли необходимо время на строительство/.
Если страна станет более открытой с точки зрения туризма /чему будет способствовать и новое прямое международное сообщение с другими российскими городами, а не только с Москвой и Санкт-Петербургом/, это помимо создания новых предприятий и возможностей роста в смежных с туризмом /в том числе деловым/ отраслях, за счет более частых межкультурных контактов ускорит приобщение россиян к европейским ценностям, передовому опыту и образу жизни. В конечном счете данный фактор может положительно отразиться на модели поведения и даже сыграть важную роль в формировании правового сознания, за которое столь активно ратует президент Медведев.
Влияние на отношение инвесторов: российский рынок может опередить MSCI EM на 10%. Все факторы, которые обсуждались выше, либо не очень значительны по своему масштабу, либо их влияние проявится лишь в сравнительно отдаленной перспективе. Однако что касается динамики рынков в ближайшие дни и недели, то самым важным является влияние победы российской заявки на отношение инвесторов к стране. Чтобы понять возможный масштаб и продолжительность соответствующего эффекта, мы проанализировали динамику рынков стран в период получения ими права на проведение чемпионата мира по футболу или Олимпиады. Чтобы увидеть как рынки этих стран реагировали на соответствующие решения, нам необходимо было вычленить их движение из общей картины движения мировых рынков в целом. Для этого мы рассмотрели их динамику относительно индексов MSCI EM или MSCI World /рис. 1 и 2/.
Рис. 1. Страны проведения чемпионата мира по футболу
Рис. 2. Страны проведения олимпиады
Главный вывод состоит в том, что последующая опережающая динамика является возможной, но не обязательной. Например, в 1996 г. корейский рынок никак не отреагировал на получение страной права на проведение чемпионата мира по футболу /правда, следует отметить, что тогда чемпионат проводился сразу в двух странах – Корее и Японии – что могло размыть соответствующий положительный эффект/. В случае с Китаем мало кто сомневался, что право принимать Олимпиаду-2008 достанется именно ему, и на протяжении трех месяцев, предшествовавших объявлению, китайский рынок опередил индекс MSCI EM на 7-8%, но затем резко отстал.
В самом большом плюсе оказались рынки акций Бразилии и ЮАР после выбора их для проведения чемпионатов мира по футболу /в 2010 и 2014 гг. соответственно/. Для нас это интересно еще и потому, что данные страны, пожалуй, лучше других подходят для сопоставления с Россией. В течение месяца со дня объявления их рынки опередили индекс MSCI EM на 5-6%, а за три месяца опережение составило 9-11%. Любопытно, что до объявления решения ФИФА их относительное отставание от индекса было примерно таким же, как у России сегодня /т.е. рост с соответствующих минимумов до дня объявления во всех трех случаях примерно одинаков/.
В итоге мы приходим к выводу, что хотя причины ожидать положительной реакции рынка, несомненно, есть, гарантировать этого нельзя. Тем не менее, учитывая целый ряд сопутствующих факторов – отставание российского рынка от аналогов на протяжении мая-сентября 2010 г. /и, как следствие, заниженная доля России в инвестиционных портфелях/, положительный разворот в динамике акций мировых нефтегазовых компаний, рост цен на нефть и европейских цен на природный газ, высокий коэффициент бета российского рынка на фоне предрождественского ралли мировых акций – шансы российского рынка повторить опыт Бразилии 2007 г. представляются достаточно высокими /правда, не следует забывать, что опережающий рост бразильского рынка происходил на фоне последней фазы глобального «бычьего» тренда, что не могло не внести определенную лепту/.
Инвестиционные последствия. В наибольшей степени от проведения в России в 2018 г. чемпионата мира по футболу должны выиграть следующие, уже упоминавшиеся выше, отрасли экономики: строительство /»Мостотрест»/, производство строительных материалов /ЛСР, «Сибирский цемент»/, металлоконструкций /Evraz Group, см. подробнее ниже/, труб промышленного назначения /ЧТПЗ/, строительной и землеройной техники /»КамАЗ», ГАЗ/. Значительный импульс к развитию получат туриндустрия /в данном сегменте публичных игроков пока нет/, ресторанный бизнес /»Росинтер»/ и сектор авиаперевозок /»Аэрофлот»/. Причем эффект должен начать ощущаться задолго до 2018 г., так как поездки в Россию и перемещение по стране будут становиться все более удобными.
Необходимость масштабных инвестиций в аэропорты, скорее всего, приведет к их приватизации /заметим, что в этом году президент Медведев исключил их из списка стратегически важных системообразующих предприятий/.
Влияние на производителей стали заслуживает отдельного рассмотрения. По мнению наших аналитиков по горно-металлургическому сектору, для данной отрасли эффект от дополнительного роста спроса будет наиболее заметным, поскольку с учетом всех находящихся на повестке дня больших проектов /Олимпиада-2014 в Сочи, Универсиада-2013 в Казани, саммит АТЭС-2012 во Владивостоке, программа развития транспортной инфраструктуры Москвы /потенциально самая масштабная из названных проектов как по финансовым затратам, так и по времени реализации/, а теперь еще и чемпионат мира-2018/ возникновение и сохранение в течение определенного времени значительного дефицита мощностей представляется вполне вероятным.
Это может привести к повторению ситуации 2007–I пол. 2008 гг., когда внутренние цены на металлопродукцию /особенно на арматуру/ значительно превышали экспортные. Логичным следствием этого может стать сокращение компаниями доли низкорентабельного экспорта заготовок и переориентация на выпуск продукции с более высокой добавленной стоимостью для внутреннего рынка. В результате мы получим общее повышения уровня цен на сталь и улучшение сортамента продукции. Так что вполне вероятно, что именно металлургические компании /и в особенности Evraz Group как основной производитель сортового проката/ ощутят на себе наибольший эффект от нового притока как непосредственно государственных, так и стимулируемых государством частных инвестиций.
Приложение 1. Российская транспортная сеть
Источник: Прайм-Тасс