В конце октября сотрудники компании «Инвестиционная палата» подарили воспитанникам воронежской спецшколы-интерната №9 детские книги (акция назвалась «Книжки для девчонки и мальчишки»). Мы посчитали полезным рассказать, как из разговоров и частных инициатив получаются благотворительные акции.
Первая серия (инициативно-разговорная).
Действующие лица: Ирина Колягина, начальник департамента регионального развития компании «Инвестиционная палата»; Евгения Мишина, директор «Агентства социального маркетинга» («АСМ», Москва); Елена Штейман, представитель «АСМ» в Воронеже. Орфография и пунктуация сохранены.
Ира Колягина (29.09.2008 12:58:32):
Женя, привет! Помнишь, я говорила, что хочу сделать что-нибудь хорошее? Сначала я думала организовать обучение девочек детских домов кройки и шитью. Потом посмотрела на все это реально — кроме желания и старых журналов «Бурды» ничего предложить не могу. Вот от этих журналов и родилась идея: взять детские книжки — у всех они еще с детства и своих детей остались — подписать их каждому конкретному человечику и раздать в детдоме. В библиотеку, я считаю, нет смысла. А вот если у ребенка будет своя личная книжка, это хоть кого-то порадует. Если у тебя есть возражения — говори. Я с нашими посоветовалась — все за. С Л. Штейман списаться по спискам детей можно? Я все сама соберу и отвезу.
Mishina (29.09.2008 13:05:03):
Чтобы это сделать осмысленно, надо к каждой книжке приклеить наклейку, и написать пожелание типа: «Это первая книжка, которую я прочла сама, когда научилась читать. Желаю тебе, дорогой ХХХ, чтобы в твоей жизни было много хороших книжек и много хороших встреч с добрыми и умными людьми. Ира Колягина, начальник из ООО «Инвестпалата».
Ира Колягина (29.09.2008 13:05:44):
Да-да, я так и думала. Только без «начальника». Просто «Ира».
Mishina (29.09.2008 13:05:57):
Ну, давай без начальника, ага 🙂
Ира Колягина (29.09.2008 13:06:12):
На это дело я любого нашего зацеплю (денег никаких это не будет им стоить, если книжки из дома) И всех упрошу подписать. С чего-то надо начинать.
Вторая серия (экспертная)
Инициативу Ирины обсудили с детским психологом: полезна ли она, есть ли смысл для детей в этих книжках? И только после того, как эксперты сказали: «да, это хорошая мысль», приступили к реализации проекта.
Евгения Мишина, директор «Агентства социального маркетинга»:
Это очень важный момент, о котором, к сожалению, задумываются далеко не все. Когда вы придумаете прекрасную идею, как помочь детям-сиротам, вспомните о том, что есть люди, которые годами работают с этими детьми — педагоги, психологи, руководители благотворительных организаций и т.д. Пожалуйста, посоветуйтесь с ними, обсудите вашу инициативу. Возможно, она прекрасна. А может быть нуждается в корректировке. Пример: директор детского дома в Сергиевом Посаде рассказывает, что им регулярно привозят старую одежду и обувь — буквально мешками. Люди думают, что делают доброе дело, собирают ее где-то, даже стирают и гладят иногда. Между тем, этот детдом регулярно снабжается и одеждой, и обувью. У детей есть одежда и обувь на все сезоны, качественная и даже красивая. Таких примеров — огромное количество. Но мы совершенно точно знаем, что любое сиротское учреждение готово принять помощь в формате общения с детьми: чтение книжек, проведение занятий и праздников, да хотя бы просто разговоров за чаем.
Третья серия (дипломатическая)
Елена Штейман провела переговоры с руководством спецшколы-интерната №9 для детей с синдромом ДЦП, съездила туда, обо всем договорилась и еще раз (!) уточнила у руководства — будет ли акция полезна. Получила положительный ответ, взяла списки воспитанников с указанием возраста и передала их Ирине Колягиной.
Четвертая серия (продолжительностью в месяц)
1 октября на информационном стенде «Инвестиционной палаты» появилось письмо, которое Ирина Колягина написала вместе с сотрудниками «АСМ» (текст приводится с сокращениями — прим. ред.):
Уважаемые коллеги!
Я уверена, что все мы испытываем гордость за нашу компанию, которая помогала и помогает детям-сиротам, детям-инвалидам. Вот только лично я чувствую некий дискомфорт оттого, что отношусь к этому всему косвенно. Мне бы хотелось принять хоть какое-то участие в жизни этих обделенных любовью и вниманием детей. Я отчетливо понимаю, что мое сердце не выдержит соприкосновения с этими бедами. Я не могу ездить в интернаты и видеть все это своими глазами. Я не знаю, куда и кому отправлять деньги, да и нет уверенности, что это принесет пользу. Но что-то я могу сделать, что-то хорошее и нужное?!
В результате этих сомнений-терзаний родился проект «Книжка для Девчонки и Мальчишки». Я принесу из дома ЛЮБИМУЮ детскую КНИЖКУ свою или своего сына, сделаю ИМЕННУЮ дарственную надпись и отвезу ее в интернат.
Почему КНИГА, а не мультик на DVD, например? Потому что DVD — общее, как и все в детских домах. А книжка, подаренная лично Машеньке Яковлевой, — это только ее книжка. Ее можно читать и перечитывать, можно положить под подушку или дать почитать подружке. Можно придумывать продолжение и представлять себя главной героиней. Книжка — это хорошо!
Почему ЛЮБИМАЯ? Потому что эти дети нуждаются в любви и радости. Пусть моя книжка несет мою положительную энергию и передаст ее ребенку, которому я ее подпишу!
Почему ИМЕННАЯ ДАРСТВЕННАЯ НАДПИСЬ? В этом и есть основная ценность. В том, что есть реальная Ира, которая желает реальной Машеньке счастья и радости. И которая уверена, что в жизни Машеньки будет еще много-много интересных книг, и людей, и событий. И если Машенька будет хорошо учиться и мечтать, то добрые мечты обязательно сбудутся!
Книги принимаются в дилинговом зале.
Спасибо всем, кто откликнется,
Ирина Колягина.
Сотрудники компании читали обращение, приносили из дома (или покупали) свои любимые детские книги, выбирали из списка детей (ставили галочки напротив имени-фамилии) и писали им пожелания. Всего было собрано и подписано 74 книги: все разные, для разного возраста, каждому ребенку — своя.
Пятая серия (самая короткая)
30 октября представители «Инвестпалаты» (Ирина Колягина и Алексей Попов) и «АСМ» (Елена Штейман) приехали в интернат, познакомились с детьми и передали книги, собранные и подписанные коллегами. С ними же была Юлия Репринцева — в качестве фотокорреспондента от «ЛГ».
Марина Игнатова, заместитель директора по воспитательной работе спецшколы-интерната:
Старшеклассники удивились в первую очередь тому, что надписи на книгах не одинаковые, а у каждого — своя. То есть, получилось не как с открытками на Новый год, когда текст для всех был один и тот же, и только имя ребенка подписано в начале. Дети не выпускали книжки из рук, носились с ними по коридорам, и на уроки пошли с этими книжками. Искреннее спасибо всем, кто сделал такой подарок нашим детям!
Шестая серия (важность которой понимают, как выяснилось, не все)
На стенде «Инвестпалаты» появился «боевой листок» с фотографиями детей, кратким описанием того, как прошло вручение и благодарностью сотрудникам компании от руководства интерната. Причем, сама организатор акции всячески сопротивлялась подробному отчету, но сотрудники «АСМ» настаивали:
Mishina (31.10.2008 14:03:00):
Ир, вам фотографии принесли, ты видела?
Ира Колягина (31.10.2008 14:03:02):
Ага! 🙂 Спасибо, детки такие трогательные!
Mishina (31.10.2008 14:04:10):
Для стенда надо выбрать и такие, где есть ты и Попов, обязательно.
Ира Колягина (31.10.2008 14:04:58):
Не надо! Пиариться задача ведь не стояла!
Mishina (31.10.2008 14:06:00):
Ир! Это у тебя — не стояла, а у меня — стояла. Это очень важно — чтобы люди, которые там не были, увидели, что вы — их коллеги — были. И ничего, никто не умер, и рабочий график не пострадал. Ну и еще — что вы не на помойке книжки оставили, это тоже важно.
Евгения Мишина:
Этот момент требует отдельного разъяснения. Действительно, у людей часто возникают вопросы из области этики и морали: нуждается ли добро в «пиаре»? Нужно ли придумывать для маленькой благотворительной акции специальное название и публично рассказывать об ее итогах? Или добро правильнее делать молча — ведь детям без разницы, есть у акции название, или нет, и отчетов они никогда не увидят?
Мое профессиональное мнение: да, об этом нужно рассказывать. Потому что личный опыт знакомых людей — самая сильная мотивация для участия в благотворительности. А лучший способ сообщить об этом опыте — разместить на стенде компании и на ее сайте фотографии с события. И дополнить их отзывами участников с обеих сторон — тех, кто ездил, и тех, кто встречал. Собственно, это мы и называем громким словом «отчет». Его единственная и важнейшая цель — привлечь к содействию тех, кто хочет участвовать в подобных акциях, но не доверяет организаторам, которых он не знает лично. Кстати, очень понятная мне причина: я никогда не участвую ни в чем, что предлагают незнакомые люди, участвую только по рекомендации, причем авторитетной и проверенной.
Реплика от редакции:
Итак, абсолютно частная инициатива была одобрена специалистами и приобрела формат полноценной акции — с названием, механикой реализации и финальным отчетом. Любой, кто ощущает в себе силы и желание — может использовать описанную механику, тексты, дизайн отчета. Мы — только «за». В Воронежской области — 31 интернат, 1 приют и 2 дома малютки. Везде есть, чем заняться. За рекомендациями можно обращаться к нам; если окажемся полезными — будем рады.
Приглашаем к диалогу на тему «Нуждается ли добро в пиаре?» и «Почему мы не доверяем благотворителям». Развернутый материал по теме — здесь.