«Почему инвесторы так серьезно воспринимают ситуацию в Греции? Ведь, по большому счету, даже в случае дефолта потери невелики: объем греческих гособлигаций, которые держат иностранные банки, составляет 150-200 млрд. евро, из них четверть – у Франции, почти столько же – у Швейцарии и чуть больше трети у остальных стран ЕС. Это не так опасно, тем более что основные держатели – страны с устойчивыми экономиками.
Пакет спасительных мер при устойчивом развитии европейской экономики может удержать Грецию на плаву, хотя наращивать ВВП будет очень проблематично. Но это весьма оптимистичный сценарий. Дефолт Греции может вызвать цепную реакцию, что скажется на Ирландии, Италии, Португалии или Испании, т.е. европейских странах, где большой бюджетный дефицит, слабый экономический рост и высокие долги.
Из этого списка пока можно вычеркнуть Италию, у которой долг составляет около 120% ВВП, но у которой одновременно и достаточно сбалансированный бюджет. Облигационный рынок Италии является третьим по величине в мире, и поэтому очень ликвиден. Ирландия также в меньшей степени зависима от иностранных инвесторов и быстрее остальных государств сокращает дефицит.
У Португалии и Греции почти одинаковый уровень дефицита текущего платежного баланса – в районе 10%. Активы иностранных банков, размещенные в облигациях Греции, Португалии и Испании, суммарно составляют 1,2 трлн. евро. Основная часть этих иностранных банков расположена в Европе.
Конечно, Испания вызывает наибольшие опасения, так как ее экономика достаточно крупная. Долговая нагрузка страны в два раза меньше греческой: в прошлом году госдолг составил 54% ВВП. Однако по прогнозу Еврокомиссии, бюджетный дефицит Испании достигнет в этом году 100% ВВП: в связи с тем, что производительность труда отстает от уровня зарплат, что сказывается на конкурентоспособности. Впрочем, Испания не главный кандидат на повторение судьбы Греции.
Возможно, прогнозы некоторых экономистов, а возможно, лишь несколько ключевых цифр внушили участникам рынка, что следующей после Греции станет Португалия. Бюджетный дефицит страны в 2009 году составил 9,4% ВВП по сравнению с греческими пересмотренными 13,6%, а госдолг равен в этом году 85% ВВП против 124% у Греции. Бюджет выглядит взвешенным, более того, в 2005-07 годах страна смогла резко сократить дефицит бюджета с 6,1% ВВП до 2,6%, после чего он вырос лишь во время мирового кризиса. В настоящее время был принят ряд жестких мер, которые должны позволить сократить дефицит до 2,8% к 2013 году.
Что более важно, политика страны в социальной сфере не является популистской: по данным Еврокомиссии, госрасходы Португалии, связанные с возрастом, вырастут только на 2,9% ВВП в ближайшие 50 лет, по сравнению со средним показателем по Еврозоне в 5,1% и 16% в Греции.
Однако главная уязвимость Португалии – низкие темпы роста ВВП /сектор услуг в ВВП составляет около 70%/. Не секрет, что ряд стран европейского «юга» после присоединения к Еврозоне потеряли часть конкурентоспособности из-за роста курса евро. К примеру, реальный ВВП Португалии за последние 10 лет продемонстрировал минимальные темпы роста среди всех стран Еврозоны. Здесь были, конечно же, и свои плюсы: отсутствие «пузырей», как это было с той же Испанией /взлет цен на рынке недвижимости/. Но в целом, конкурентоспособность резко упала.
В итоге, получается, что практически все страны зоны евро, потерявшие конкурентоспособность в связи с ростом евро и не имеющие возможности повысить объем экспорта или производительность труда, вынуждены либо сидеть на жесткой бюджетной диете, либо наращивать госдолг – как Греция. Даже если сокращать дефицит, то либо мировой кризис, либо спекулятивный пузырь рано или поздно «подкосит» здоровье экономики.
Какое может быть решение проблемы? Еврозона – не США, где экономически слабые штаты могут жить с дефицитом, не опасаясь дефолта. Пока что лидеры ЕС намерены защищать Грецию от дефолта путем предоставления относительно дешевых кредитов. Есть и кардинальные способы: например, «временный» выход из Еврозоны и последующая девальвация национальной валюты /как предлагают некоторые немецкие чиновники/. Мы считаем, что в нынешней ситуации Греции стоит провести реструктуризацию долга. Если постоянно прибегать к новым займам для того, чтобы расплатиться со старыми, то это не решит проблем.
Так, в 2003 году Уругвай реструктурировал все свои внутренние и внешние долги, обменяв старые облигации по номиналу и с той же купонной ставкой на новые, но со сроком погашения на пять лет больше. Через месяц страна вернулась на рынок капитала. Ситуация в Дубаи – также яркий пример.
Если же постоянно пытаться получать экстренное финансирование, то страна понесет гораздо большие потери, и в итоге, как правило, все равно проводит реструктуризацию».
Источник: Прайм-Тасс