«В странах, входящих в группу PIIGS, бродит и набухает кризис, и чтобы снова успокоить рынки, Германия должна как можно скорее дать свое согласие и ратифицировать план спасения Греции. Даже воинственно настроенные члены ЕЦБ, в частности Аксель Вебер, называют участие Германии в спасении Греции «оправданным».
Однако большинство немцев против того, чтобы и дальше вытаскивать страны PIIGS из созданных ими же самими финансовых проблем, и считают, что потенциальное спасение Греции – это разрешение серьезной и очень острой проблемы «на скорую руку». Честно говоря, финансовые беды стран, которые образуют группу PIIS, не настолько страшны, но это не означает, что они от этого менее важные. И, конечно же, инвесторы НЕ должны смотреть на спасение Греции так, как будто ей отдается предпочтение среди других стран из группы PIIGS, которым также требуется помощь.
Европейские власти стараются не замечать обеспокоенности на рынке облигаций, говоря, что Греция является особым случаем и что не нужно бояться распространения кризиса. Однако рынок облигаций так отнюдь не считает, о чем говорит увеличение доходности по гособлигациям во всех странах PIIGS. Если не будут приняты меры жесткой экономии, то кризис разовьется, особенно в Португалии, Италии, Ирландии, Греции и Испании. В этом случае можно ожидать реструктуризацию португальского долга в течение 12-24 месяцев, поскольку внешний долг Португалии существенно выше внешнего долга Греции и совокупный долг страны /государственный + частный/ слишком велик, чтобы можно было применить какое-либо «внутреннее решение».
Мы не раз предупреждали о возможности возникновения такой ситуации на протяжении последних двух лет, когда правительства пытались справиться с огромными тратами частного сектора, совершаемыми в счет долга. Корневая проблема заключается в слишком высоком уровне долга, и неважно, принадлежит ли он правительству или частному сектору. По нашему мнению, цикл развивается благоприятно с момента разворота в марте 2009 года, но непрекращающийся рост общей долговой нагрузки во многих странах /особенно в тех, которые могут позволить ее себе меньше всего/ представляет собой мощнейшую, дестабилизирующую силу – заведенную долговую бомбу.
В таких обстоятельствах тот вариант развития событий, который мы назвали «кошмарным сценарием», с каждым днем становится все ближе с тех пор, как начался финансовый кризис. Да, проблемы ликвидности в финансовом секторе были решены за счет государственного долга, который защитил банковские обязательства, и вера в финансовую систему медленно возродилась. Однако такая вера продержится лишь до тех пор, пока
банки будут считаться кредитоспособными и обладающими своей собственной ликвидностью, или
государственные секторы будут достаточно сильными, чтобы надежно поддержать банковские обязательства.
Если не будут проведены реформы и текущий кризис государственного долга в странах PIIGS распространится, то это полностью:
- уничтожит веру в госфинансы /рост доходности по государственным облигациям в странах PIIGS/,
- уничтожит веру в банковские обязательства в странах PIIGS,
- заморозит частные долговые рынки в странах PIIGS и
- остановит экономическую активность в Южной Европе.
Судьба евро и еврозоны зависит от того, какие контрмеры предпримет Евросоюз. Если новых спасений не будет и в течение ближайших двух лет долги стран PIIGS будут реструктуризированы, то евро укрепится, так как будет сохранена традиционная внутренняя /налогово-бюджетная и денежно-кредитная/ дисциплина. Если ЕЦБ станет монетизировать долги стран PIIGS, и/или с севера на юг Европы пойдет финансовая помощь, то евро продолжит слабеть, и общая экономическая активность во всей зоне евро затормозится на долгое время. К сожалению, мы считаем последний вариант наиболее вероятным», — считает Дэвид Карсбол, главный экономист Saxo Bank
Источник: Прайм-Тасс