«Министр финансов Алексей Кудрин заявил вчера, что цель его ведомства – повышение ставки НДПИ на нефть и газ, что должно принести российскому бюджету дополнительные доходы в размере 0,5% ВВП. Окончательное решение ожидается в конце июля. Поскольку размер российского ВВП в этом году составит около $1 500 млрд., Минфин, вероятно, рассчитывает получить от НДПИ на нефть и газ около $7,6 млрд. дополнительных доходов бюджета.
Предыдущие заявления Минфина предполагали удвоение ставки НДПИ для газа в 2011 году по сравнению с 2010. Соответственно, дополнительные доходы бюджета за счет этого могут составить почти $3,0 млрд. /600 млрд. куб. м добытого сухого газа * $4,9 на 1 тыс. куб. м дополнительного налога/.
В этом случае повышение ставки НДПИ на нефть должно обеспечить дополнительно $4,6 млрд. Поскольку объем добычи нефти, облагаемой по стандартной ставке, /вся добыча России минус новые месторождения Восточной Сибири и каспийского шельфа, СРП и газовый конденсат/ составляет около 9,07 млн. барр. / сут, или 3 312 млн. барр., это предполагает повышение НДПИ на нефть на $1,41 за баррель /$4 600 млн. / 3 212 млн. барр./, или на 12%. Это эквивалентно повышению базовой ставки НДПИ с 419 руб. до 468 руб. за тонну, о чем писали СМИ несколько дней назад.
В случае повышения НДПИ на газ мы не видим необходимости понижения оценки Газпрома и НОВАТЭКа, т. к. мы /и, как нам представляется, многие другие аналитики/ уже давно закладываем в оценочную модель повышение НДПИ на газ более чем вдвое. В прошлом году Минфин хотел провести точно такое же повышение, но решение было блокировано газовым лобби.
Намерение увеличить НДПИ на нефть – это новость и весьма неприятная. Она заставляет нас предположить, что положение с государственными финансами хуже, чем ожидалось при цене на нефть в $70 / барр. Если налог будет повышен, наши прогнозы EBITDA будут понижены приблизительно на 6–7% по всему сектору. Более того, ожидалось, что налоги на нефть в России будут снижаться, а не повышаться.
Сложно сказать, отреагирует ли отрасль на рост налогов снижением бурения и, соответственно, добычи, т. к. эта мера явно приведет к снижению внутренней нормы доходности типичной скважины в Западной Сибири на 5%, по нашим оценкам. При внутренней норме доходности максимум в 19–20% и цене нефти в $77 / барр. предложенные Минфином меры приведут к резкому ухудшению экономической рентабельности добычи на скважинах с самым высоким дебитом, таких как на Приобском месторождении,. В случае скважин с менее высоким дебитом, как например у ЛУКойла, это может привести к их частичной остановке, т.к. на многих скважинах внутренняя норма доходности упадет ниже стоимости капитала.
Мы надеемся, что, поскольку решение еще не принято, отрасль будет бороться против предложений Минфина по повышению налогов. Однако Минфин уже поспособствовал созданию неопределенности относительно финансовых перспектив нефтяного сектора, не говоря уже об операционных показателях».
Источник: Прайм-Тасс