«В настоящее время мы более оптимистично смотрим на перспективы российского рынка акций в третьем квартале, хотя еще в апреле придерживались довольно скептических оценок, учитывая неблагоприятное соотношение рисков и потенциальной доходности. Российский рынок и тогда казался привлекательным, но его зависимость от мировой экономики предполагала восприимчивость к ухудшению ее состояния. На данный момент рынок находится на 15% ниже тогдашних уровней, но риски в мировом масштабе, по нашему мнению, несколько уменьшились. Менее высокими, в частности, представляются риски европейских государств, американская валюта сдает позиции, что благоприятно влияет на конъюнктуру товарно-сырьевых рынков, а Китай вновь принимает меры, направленные на поддержку национальной экономики.
Среднерыночный прогнозный коэффициент P/E российского рынка в 6,5 представляется привлекательным как на фоне его прежних оценок, так и в сопоставлении с другими развивающимися рынками. По прогнозируемой динамике совокупной прибыли российские компании занимают лидирующие позиции среди стран БРИК, накоплены излишки ликвидности, а корпоративный сегмент проделал большую работу по привидению в порядок балансов. Мы стали свидетелями заметных улучшений в отношениях России с Западом /не только с США, но и с Европой/, и сейчас как никогда прежде Россия имеет отличные возможности с выгодой для себя использовать укрепление китайской валюты и растущий внутренний спрос в Поднебесной. Риски, как нам представляется, остались прежними. Несмотря на наши более оптимистические оценки, мы понимаем, что инвесторы стоят перед тем же выбором, что и последние 15 месяцев – российский рынок акций привлекателен, если рассматривать его обособленно, но направление его движения зависит от глобальных настроений.
В середине прошлого квартала мы считали целесообразным зафиксировать прибыль по акциям украинских эмитентов, так как все хорошие новости, связанные с президентскими выборами в начале года, были, по нашему мнению, уже учтены в котировках. С тех пор украинский рынок потерял 26% своей капитализации. Нам, тем не менее, очевидно, что Украина /даже если ожидания оказались завышенными/ добилась в текущем году заметных успехов: были восстановлены контакты с МВФ и страна близка к соглашению о кредите почти на USD15 млрд, улучшились отношения с Россией и европейскими странами, правительство проявляет серьезность намерений в ужесточении социальной политики с целью сокращения бюджетного дефицита. В этой связи мы видим смысл в выходе на украинский рынок и приобретении наиболее ликвидных бумаг, в частности акций компании Мироновский хлебопродукт.
По своим результатам во втором квартале рынки России и Казахстана вполне сопоставимы, хотя в последнем случае после падения на 27% коррекция оказалась несколько более значительной. Как и в случае России, мы отдаем должное внутренним трансформациям: экономика продолжает восстанавливаться, возрождается банковский сектор /отметим, например, что Банк «Халык» досрочно вернул фонду Самрук-Казына депозит в USD409 млн/, а кредитные спреды, хоть и расширившиеся во втором квартале, далеки от своих кризисных значений. В начале апреля мы оценивали перспективы рынка Казахстана выше, чем для России или Украины, но ошиблись в своих предпочтениях. Тем не менее, рынок Казахстана нам по-прежнему представляется привлекательным для инвестиций, в особенности в банковском сегменте, где наш фаворит – Банк «Халык».
На третий квартал мы оставляем без изменений свои прогнозы относительно значений рыночных индикаторов на конец года: 1 900 пунктов по индексу РТС, 1 015 – по ПФТС и 850 – по RENCASIA. Наша оценка долгосрочной инвестиционной привлекательности рынков акций стран СНГ не претерпела существенных изменений.
Во-первых, все более убедительным становится, по нашему мнению, аргумент, основанный на рыночных мультипликаторах. Российский рынок выглядит недооцененным относительно других развивающихся рынков как в абсолютном, так и относительном выражении. При прогнозном P/E в 6,5 российский рынок уступает не только рынкам остальных стран группы БРИК /коэффициенты Индии, Китая и Бразилии достигают 16,8, 13,0 и 11,0 соответственно/, но и среднему показателю по индексу MSCI Emerging Market /11,6/.
Во-вторых, расширение кредитных спредов во втором квартале дает нам основание предположить, что рынок серьезно переоценивает зависимость России от международных рынков капитала. По сравнению с началом кризиса в 2008 г. ситуация изменилась радикальным образом: российские банки аккумулировали колоссальный резерв ликвидности в иностранной валюте /USD60-70 млрд/, а значит, выплата задолженности перед нерезидентами на данный момент не представляет проблемы с точки зрения банковского фондирования. В-третьих, состояние экономики улучшается. После повышения, зарегистрированного в начале года, уровень безработицы вновь снижается благодаря возобновившемуся найму на работу в инфраструктурных отраслях. Мы видим признаки устойчивого восстановления в обрабатывающих производствах – индекс менеджеров по снабжению в сфере промышленности подрос в мае до 52,1 пункта против 52,0 месяцем ранее. Индекс промышленного производства прибавил к соответствующим прошлогодним уровням 10,4% в апреле и уже 12,6% в мае, хотя среднерыночный прогноз предполагал лишь 10%-ное повышение. Во многом за счет бюджетной сферы растет и реальная заработная плата, увеличение которой в апреле и мае составило 5,9% и 7% соответственно.
В-четвертых, поддержку рынку акций должно оказать понижение процентных ставок. Сейчас, когда многие участники придерживаются стратегии carry trade, покупая рублевые активы на занятые в других странах под минимальный процент деньги, а инфляционные ожидания снизились, можно полагать, что Банк России оставит процентные ставки на нынешнем – рекордно низком – уровне вплоть до первого квартала следующего года или даже продолжит их понижение. Продолжительный период низких процентных ставок станет благоприятным для фондового рынка фактором, так как все большее число эмитентов получает возможность рефинансировать обязательства на более выгодных условиях. Кроме того, хотя падение ставок пока не нашло отражения в масштабном наращивании объемов кредитования, очевидно, что ситуация в России изменилась в лучшую сторону.
Наконец, заявление Народного банка Китая о готовности пойти на постепенное укрепление национальной валюты вывело на авансцену отношения России со своим восточным соседом. Нет сомнений, что в долгосрочной перспективе более сильный юань позволит Поднебесной покупать больше товаров, цены на которые установлены в долларах США /в первую очередь, это сырье/. Россия, будучи крупнейшим поставщиком сырьевых товаров, безусловно, получит максимальную выгоду в связи с ростом внутреннего потребления в Китае. Маловероятно, на наш взгляд, что решение китайского регулятора отвлечет внимание инвесторов от подъема в Европе /следует, кроме того, признать наличие весомой политической составляющей в заявлениях Китая, сделанных накануне саммита «Группы двадцати»/, но в длительной перспективе оно должно способствовать укреплению торговых связей России с КНР. Последствия для рынков акций
Учитывая вышесказанное, мы рекомендуем избирательно наращивать позиции по акциям российских эмитентов. Наиболее привлекательными нам представляются бумаги со значительным потенциалом роста курсовой стоимости /например, акции некоторых металлургических и горнодобывающих компаний торгуются на 30-40% ниже уровней трехмесячной давности при потенциале роста до установленных нами теоретических цен в 100% и более/, а также предполагающие солидные дивиденды /Uranium One, Raven Russia и привилегированные акции Мечела (MTLR) /. Обратим также внимание на бумаги эмитентов, которые напрямую выигрывают от улучшения экономической ситуации в России /ВымпелКом (VIMP), Вимм-Билль-Данн (WBDF), Группа ЛСР/ или в истории которых ожидаются серьезные перемены /Транснефть (TRNFP), Холдинг МРСК/», — Томас Манди и Роланд Нэш, ИК «Ренессанс Капитал»
Источник: Прайм-Тасс