«В понедельник был опубликован проект новой редакции документа Базель III, из которого можно почерпнуть много важной информации и которая для многих осталась незаметной. На первый взгляд документ в новой редакции содержит более мягкие требования по регулированию, чем те, которые были зафиксированы в декабре, в ранее опубликованной версии. Эти требования, очевидно, играют на руку банкам Австралии и Японии, позволяя им в краткосрочной перспективе показывать рост. Однако существуют вопросы, которые не так явно освещены в документе, но при этом представляют значительный интерес. В частности, стоит обратить на установление восьмилетнего периода действия лицензий. Этот срок выбран не случайно и связан с массовым процессом латания прорех в балансах, который сейчас протекает в большинстве крупнейших банков. При этом новые правила регулирования не намного строже, чем те, что были зафиксированы в Базель II, их ужесточение явно свидетельствует о наличии опасений со стороны центральных банков в отношении экономики в целом и состояния финансовой системы в частности.
Начиная с прошлого года европейские страны, такие как Франция и Германия, ратовали за включение в новую редакцию Базель III более мягких регулирующих требований. Базельский комитет банковского надзора /BCBS/ отреагировал на их пожелания, сократив количество исключений и установив достаточную продолжительность переходного периода. Новая редакция документа была подготовлена на основе майского анализа результатов Изучения количественного влияния /Quantitative Impact Study, OJS/. Документ в новой редакции будет вынесен на обсуждение участников конференции представителей правительственных структур и надзорных органов /GHOS/, которая состоится в сентябре.
Вкратце стоит отметить следующие важные изменения в документе:
Показатель капитала первого уровня — упрощены правила исключений.
Список обязательных исключений из показателя капитала первого уровня, опубликованный в декабре, был сокращен на два элемента: нематериальные активы /в основном стоимостной эквивалент программного обеспечения/ и чистые отложенные налоговые активы /DTA/. Одновременно в расчет показателя капитала первого уровня были снова включены ранее удаленные элементы: отложенные налоговые активы и разрешенные инвестиции в общий капитал финансовых институтов. Однако для обоих элементов установлен максимальный порог на уровне 10% от общего капитала банков.
Определение доли заёмных средств.
Установлен минимальный норматив доли заёмных средств /капитал первого уровня / активы/ на уровне 3%. После 4 лет наблюдения за нормативами по заёмным средствам, которое начнется в январе 2013 года, к июню 2017 будут выпущены окончательные требования по их величинам, которые, как ожидается, вступят в силу с января 2018 года.
Смягчен норматив покрытия ликвидности.
В целом, требования были смягчены. Для расчета норматива покрытия ликвидности был повышен коэффициент доступного стабильного обеспечения при расчете норматива чистого стабильного обеспечения. Также в проекте документа предусмотрены меры реагирования на риски, связанные с государственными долгами, беспокоящими участников рынка в последнее время. В частности, по некоторым видами государственных облигаций установлен 15% фактор риска.
Переходный период — около восьми лет.
Новые правила в отношении нормативов доли заемных средств и покрытия ликвидности вступят в действие в январе 2018 года. В отношении нового норматива достаточности капитала сроки вступления в действие не были четко определены, но ожидается, что переходный период тоже будет достаточным по продолжительности.
Несмотря на очевидные достоинства новых правил регулирования, в частности, на улучшение показателей доходов в отчетности финансовых институтов за счет меньшего отвлечения капиталов на резервирование, смягчение требований регуляторов и длительный переходный период вызывают опасения.
Тот факт, что по сравнению с декабрьской версией документа мы наблюдаем очень существенное смягчение требований, говорит о возможных проблемах в долгосрочной перспективе для участников финансового рынка, особенно в Европе и США. Сейчас в этих регионах протекает процесс латания прорех в балансах. При этом на фоне низких учетных ставок высок соблазн повышения уровня риска в отчетности. В краткосрочной перспективе это, безусловно, принесет значительную пользу для конкретных финансовых институтов, с точки зрения перспектив доходности и устранения проблем в балансе. Однако в долгосрочной перспективе это может способствовать развитию нового кризиса в финансовом секторе за счет избыточного риска. Но на этот раз правительства Европы и США, погрязшие в долгах, уже не смогут придти на помощь всем.
В соответствии с пересмотренной версией документа, новые нормативы по доле заемных средств и покрытию ликвидности вступят в силу с января 2018 года. Новый переходный период /длительность которого больше, чем шесть лет, предусмотренные Базель II/ определялся исходя из следующих факторов:
недостаток признаков реального восстановления мировой экономики и
текущее положение в разных странах.
Притом, что длительность переходного периода для нового норматива достаточности капитала не была определена и, по нашим ожиданиям, ее продолжительность будет разумной. С этим, на наш взгляд, связаны опасения недостаточной кредитоспособности финансового сектора, которая наблюдается сегодня и, судя по всему, продлится еще несколько лет, несмотря на положительные результаты недавно опубликованного стресс-теста. Если эти опасения верны, дальнейшее замедление темпов восстановления мировой экономики способно оказать жесткое давление на финансовый сектор США и Европы», — Кристиан Блоберг, аналитик Saxo Bank
Источник: Прайм-Тасс