Новые риски для роста экономики России, — Райффайзенбанк

В настоящее время перспективы быстрого восстановления российской экономики стали еще более туманными. Во-первых, стала выходить негативная макростатистика по крупнейшим странам мира. Во-вторых, аномально жаркое лето в европейской части России привело к потере значительной части урожая и пожарам. В этом обзоре мы анализируем потенциальное воздействие этих факторов на экономический рост в России в 2010 и 2011 годах.

Замедление мировой экономики

В последние несколько месяцев в мировой экономике наметились признаки серьезного замедления экономического роста. Наиболее негативная ситуация наблюдается в Японии, где рост ВВП во втором квартале был фактически равен нулю. В Европе ситуация обратная: в апреле-июне темпы роста экономики были рекордными. Но два этих региона все же являются «вторичными» по сравнению с главными драйверами мировой экономики — США и Китаем.

В США, об экономической ситуации которых можно судить на основе большого массива статистических показателей, начиная с апреля-мая, наметился ряд негативных тенденций. С одной стороны, чисто технический момент, цикл пополнения запасов предприятий подходит к концу, и этот фактор перестает стимулировать экономический рост. С другой, рост экспорта резко замедлился, а импорта, наоборот, ускорился, что привело к серьезному отрицательному вкладу чистого экспорта в рост ВВП во втором квартале. Кроме того, в результате истечения срока действия налоговой субсидии на покупку дома ситуация на рынке недвижимости также ухудшилась. В целом же, масштабная программа фискальных стимулов, которую власти США начали реализовывать с конца 2008 года, уже в большой степени исчерпана.

Такие негативные тенденции вызывают опасения по поводу будущего развития промышленного и потребительского сектора США. Хотя текущая динамика промышленного производства остается позитивной, опережающие индикаторы PMI в июне и июле резко снизились. Основные показатели потребительского сектора США, который составляет около 70% ВВП страны, также ухудшились. С мая наблюдается стагнация потребления, несмотря на растущие доходы населения: в условиях высокой долговой нагрузки и экономической неопределенности американцы стараются больше сберегать. При этом нет гарантий того, что доходы продолжат расти: государственные программы поддержки населения заканчиваются, а рынок труда по-прежнему находится в плохой форме – наметившийся с начала года рост занятости в частном секторе в мае-июле сменился стагнацией. Показатель потребительской уверенности в США уже долговое время находится на низком уровне.

Судить о динамике экономической активности в Китае очень сложно, так как его статистика охватывает намного меньше показателей и не так надежна. Серьезно затрудняет ситуацию и то, что большинство важнейших индикаторов публикуется в формате годовых темпов прироста /YoY/. В результате возникают искажения, связанные с эффектом высокой базы первой половины 2009 года, когда Китай быстро рос за счет больших кредитных вливаний в экономику. Но все же из доступной статистики можно сделать вывод, что в ряде секторов рост заметно замедлился или даже сменился падением. Это касается производства стали и автомобилей, рынка недвижимости, грузооборота, инфраструктурных инвестиций. Рост импорта, который стимулировал экономическое восстановление многих стран в 2009 году, полностью прекратился, экспорт же наоборот набирает обороты – ситуация зеркальная состоянию внешней торговли в США.

Основную причину охлаждения китайской экономики мы связываем ослаблением инвестиционного бума, который стимулировало правительство в конце 2008 года. В последнее время власти страны предприняли ряд действий, способствовавших охлаждению активности в этой сфере: ограничение спекуляций с недвижимостью, взятие под контроль деятельности инфраструктурных компаний, которые пользовались неявными гарантиями муниципалитетов, более жесткие требования к банкам по управлению рисками и возврат лимитов на объемы кредитования. Но вполне возможно, что инвестиционная активность также сдерживается естественными причинами – исчерпанием рентабельных инвестиционных проектов. В потребительском секторе эффективность субсидий на покупку автомобилей и бытовой техники тоже естественным образом со временем снижается, в связи, с чем рост розничных продаж в ряде сегментов замедляется.

Таким образом, две крупнейшие экономики мира испытывают определенные трудности с поддержанием роста на приемлемом уровне. При этом США не могут запустить новую масштабную программу фискальных стимулов в связи с высоким уровнем государственного долга. В Китае возможности фискальной экспансии остаются большими, но очевидны проблемы с ее реализацией. Как уже было сказано, запас потенциальных объектов для госинвестиций ограничен, и повторение столь же мощного инвестиционного бума не гарантировано. Кроме того, прошлые масштабные инвестиции приводят к тому, что на рынок страны выходят новые мощности, которые необходимо как-то загружать. В результате, если в 2009 году Китай активно импортировал алюминий и стальные изделия, то в 2010 он начал быстро наращивать их экспорт, отнимая долю рынка у других стран.

Для России негативные тенденции в мировой экономике несут серьезные риски. Цены на нефть и металлы остро реагируют на плохую макростатистику. И хотя Китай продолжает активно накапливать нефтяные запасы, увеличивая мощности по хранению, а ОПЕК сохраняет определенный контроль над предложением «черного золота», риски падения цен на нефть в случае серьезного замедления мировой экономики велики.

Засуха, Пожары…

Аномально жаркая погода, засуха, пожары и смог сказались негативно на динамике российской экономики в июле, и, безусловно, их последствия /в особенности засухи/ будут чувствоваться и в дальнейшем. В прошлом месяце серьезно упали объемы капитальных инвестиций как в строительные сооружения, так и в оборудование. Кроме того, снизились объемы выпуска в обрабатывающей промышленности, секторе услуг. Вычленить влияние неблагоприятных погодных условий на динамику этих показателей сложно, однако его не стоит преувеличивать – июльские данные по инвестициям и производству не слишком выбиваются из тренда предыдущих месяцев.

Конечно же иная ситуация наблюдается в сельском хозяйстве, где негативное влияние засухи в июле чувствовалось в полной мере. С исключением сезонности выпуск сельхозпродукции в июле снизился на 7% по сравнению с прошлым месяцем. Но в действительности ущерб значительно серьезнее, так как уборка урожая в этом году проходит быстрее, чем в прошлом: на 1 августа убрано 37% посевов зерновых по сравнению с 23% в аналогичный период 2008 и 2009 годов. Прогнозы падения урожая зерновых в целом за 2010 год, которые дают Совэкон, ИКАР и Минсельхоза, варьируются в диапазоне 30%-40%.

Сельское хозяйство занимает в ВВП около 4%, при этом доли растениеводства и животноводства примерно равны. Если заложить 35%-ое падение растениеводства и 7%-ое животноводства, то негативный вклад сельского хозяйства в рост ВВП в 2010 году составит 0.8 процентных пункта. Если же сорвется посев озимых, то последствия засухи будут чувствоваться и в 2011 году.

Но, по нашему мнению, влияние засухи на российскую экономику этим не ограничится. Повышение цен на продукты питания /крупы, молочные продукты, хлеб, мясо/ должны оказать определенный негативный эффект на потребительский сектор. В первые недели августа цены на эти продукты начали быстро расти, и пока траектория их движения соответствует нашему негативному сценарию /см. наш обзор от 05.08.10/, по которому инфляция в 2010 году составит 7.5%-8.0%. В условиях слабого рынка труда работникам вряд ли удастся добиться компенсации растущей инфляции за счет повышения заработной платы. Поэтому темпы роста розничного оборота, которые в последние три месяца являются достаточно высокими, должны уже в ближайшее время снизиться. Возможно, что именно из-за ожидания повышения цен в июле продажи продуктов питания резко выросли, в то время как в секторе непродовольственных товаров рост был умеренным.

Выводы

Негативный внешний фон и последствия засухи представляют серьезные риски для роста российской экономики во 2H2010 и в 2011 году. Как мы уже писали в прошлых обзорах, развитие экономики в первой половине 2010 года итак было не слишком обнадеживающим: в первом квартале произошло снижение ВВП, в том числе за счет аномально холодной зимы, во втором квартале падение было отыграно, но не более того – по нашим оценкам с исключением сезонности реальный объем ВВП во 2Q2010 лишь на 0.2% превышал уровень 4Q2009 . Таким образом, в январе-июне 2010 года фактически наблюдалась стагнация экономики. Экономические индикаторы в последние месяцы показывают достаточно противоречивую картину: высокие темпы роста потребления происходят на фоне вялой динамики заработной платы, а объемы инвестиций падают.

Принимая во внимание все эти факторы, мы оцениваем рост ВВП в 2010 году в диапазоне от 3 до 4%, однако не исключаем и более негативного сценария. С учетом эффекта низкой базы 2009 года – это означает очень слабое восстановление экономики. В 2011, по крайней мере, в первой его половине, внешний фон вероятнее всего также не будет слишком позитивным, так как наметившиеся сегодня тенденции сложно преодолеть за короткое время. Кроме того, по нашим оценкам, в начале 2011 темпы продовольственной инфляции по-прежнему будут высокими, хотя и начнут затухать. В связи с этим, мы считаем, что в 2011 рост ВВП будет также слабым — около 3.5 проц».

Источник: Прайм-Тасс

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?