«Согласно оценкам ФСГС, инфляция в РФ в августе 2010 года ускорилась до 0.6%. Темп роста цен с начала года составил 5.4%, а в годовом выражении подошел к отметке 6.1%.
Инфляционные ожидания, подогретые опасениями дефицита продуктов, в августе «вылились» в скачок продовольственной инфляции, которая по сравнению с июлем возросла втрое – с 0.3% до 0.9% соответственно.
Спровоцированное этим ускорение ИПЦ /до 0.6% максимальный показатель августовской инфляции в новейшей истории/, впрочем, оказалось чуть меньше наших ожиданий /0.7-0.8%/.
Необходимо признать, что помимо ожидаемого ускорения продовольственной инфляции, в августе /уже 2-й месяц подряд/ наблюдается и более быстрое удорожание непродовольственных товаров /0.4% против 0.3% в июле, 0.2% в июне/, которое может служить отражением восстанавливающегося потребительского спроса, поддерживаемого с одной стороны растущими реальными доходами населения, с другой — оживлением кредитования. В августе продолжали дорожать и услуги, но вдвое медленнее, чем месяцем ранее – 0.3% /против 0.6%/.
Важно, что исходя их новых данных, рост цен в продовольственном сегменте охватил практически все продуктовые категории, входящие в расчет показателя. Из указанных Росстатом 12 групп продовольственных товаров в августе дешевели лишь две. Остальные позиции дорожали, причем продукция из зерновых /на ценах которой всплеск цен на зерно и его ограниченное предложение сказались в первую очередь/ продолжала дорожать гораздо быстрее, чем в июле.
ДИАГРАММА 1. ПРИРОСТ ЦЕН ПО ОСНОВНЫМ ПРОДУКТАМ ПИТАНИЯ В 2010 Г.
Лидерами роста цен среди продуктов из зерна стала крупа и бобовые /+12.8% против 3.9% в июле/. При этом наибольший рост цен показала гречка – прирост на 31.4% /локальный максимум/, пшеничная мука – 10.8%, и пшено – 8.8%. Быстрее дорожал и хлеб /+2.1% против 0.1%/, макаронные изделия /+2.4% против -0.2%/, а также подсолнечное масло /+0.8% против -0.1%/.
Мы полагаем, что основной скачок цен на эту продукцию пришелся на середину августа, оттого дальнейшее удорожание продукции из зерна осенью не будет таким высоким и будет идти более плавно. Во-первых, не ожидается уже такого ажиотажного спроса, к примеру, на гречку, – пополнив запасы крупы в августе, люди пойдут за ней в магазин теперь нескоро. Во-вторых, осенью постепенно начнет поступать на прилавки продукция нового урожая. В-третьих, локальный дефицит отдельных продуктовых позиций может быть восполнен импортом, — согласно официальным комментариям, дефицит той же гречки планируется частично компенсировать импортом из Китая. Свою лепту внесут действия ФАС, а также возможные зерновые интервенции. Впоследствии вышеперечисленные факторы приведут к естественному постепенному восстановлению баланса предложения и спроса на рынке.
Теперь, когда схлынула первая волна удорожания продукции из зерна, опасаться, на наш взгляд, стоит побочных эффектов, когда породившие это удорожание инфляционные ожидания перекинутся в сегмент производства мяса и молока. Уже ускорился рост цен на молоко и молочную продукцию /+3.2% против 0.1%/ и сливочное масло /+3.7 против 0.2%/. Мясо пока дорожает медленнее, чем месяцем ранее, яйца продолжают дешеветь. Однако объяснением этому могут быть разовые причины – возобновление поставок импортной курятины и куриных яиц и поступление на рынок мяса из-за вызванного нехваткой кормов забоя скота. При этом риск дальнейшего подъема цен на курятину из-за ограничения импорта из США остается, а цены на мясо могут еще подрасти в связи с тем, что рано или поздно производители трансформируют потери из-за засухи в рост цен на свою продукцию.
Тем не менее, как упоминалось ранее, любой локальный дефицит той или иной продукции может быть замещен импортом, при этом негативные эффекты от «занесенной» с импортом инфляции ограничены. Так что и в этом сегменте рынка удорожание, на наш взгляд, будет умеренным.
Единственным фактором, благодаря которому продуктовая инфляция в августе оказалась несколько ниже наших прогнозов, послужило более быстрое удешевление плодоовощной продукции /-1.4% против -0.6% в июле/. Для сравнения, примечательно, что продуктовая инфляция без учета плодоовощной продукции ускорилась намного больше /с 0.4% до 1.2%/, чем агрегированный показатель продуктовой инфляции /с 0.3% до 0.9%/. Мы полагаем, что по мере реализации в сентябре отечественных овощей и фруктов урожая этого года темпы роста цен на плодоовощную продукцию вскоре могут возобновить свой рост. К примеру, согласно недельным показателям инфляции, наблюдается отчетливая тенденция нехарактерного ранее для августа удорожания картофеля.
Что касается отдельных категорий непродовольственных товаров, то можно выделить удорожание одежды, обуви и ткани. Наибольший прирост цен был отмечен на табачную продукцию – 1.9% против 1.1%. Примечательно, что быстрее дорожали электротовары и бытовые приборы, а цены на телерадиотовары, после спада в июле /-0.3%/, в августе подскочили на 0.4%. Быстрее дорожали и строительные материалы. Все это, как мы упоминали ранее, служит отражением постепенного восстановления потребительской и деловой активности.
В сфере услуг наблюдалась смешанная картина. Основную лепту в замедление роста цен на услуги внесли услуги ЖКХ. Мы полагаем, что после заметной индексации тарифов в первой половине года, их удорожание в конце 2010 будет умеренным. Ускорился рост цен на медицинские услуги — 0.6% против 0.4%, возможно, в том числе и из-за повышенного спроса на медуслуги в начале августа в связи с неблагоприятной экологической ситуацией в стране. В августе был зафиксирован сезонный рост цен на образовательные услуги – 0.8% против 0.1%. Туристические услуги дорожали медленнее, чем в июле – 1.1% против 3.4%.
ДИАГРАММА 2. ИНФЛЯЦИЯ ПО КАТЕГОРИЯМ В 2007-2010 Г.
Осенью и зимой мы ожидаем продолжения удорожания продуктовой продукции. В поддержку этого предположения выступает сезонное удорожание продуктов питания, а также нарастающие на рынке волнения среди поставщиков и производителей относительно ограниченности предложения и роста закупочных цен. Если в августе цены «подстегивались» в основном ожиданиями дефицита, то в сентябре в полной мере может ощущаться временный локальный дефицит по тем или иным продуктовым позициям /например, гречка/. О возможном дальнейшем повышении цен на отдельные продукты продолжают заявлять и ФАС, и МЭР /хлеб, молоко, гречка/. Однако после всплеска цен на продукты в августе, дальнейшее удорожание, на наш взгляд, будет более равномерным и плавным. Кроме того, осенью все больше будет проявляться инфляционное давление со стороны монетарного фактора /роста денежной массы/. Тем самым мы ожидаем дальнейшего постепенного ускорения цен на непродовольственную продукцию на фоне восстановления потребительского спроса, поддержкой которому служит рост реальных доходов населения и кредитование.
В ближайшей перспективе мы не ожидаем повышения ставок со стороны ЦБ. Мы полагаем, что, скорее всего, он может предпринять такие меры в первом полугодии 2011 г., однако не исключаем и возможности повышения ставок до конца текущего года. В целом мы оставляем прогноз по ставке рефинансирования по итогам 2010 г. на уровне 7.75%.
Макроэкономические данные подтверждают постепенное восстановление потребительской и деловой активности, но замедление экономики в июле-августе не позволяет говорить об уверенном росте экономики. Помимо этого начали проявляться признаки возможного замедления экономической активности за рубежом. Повышение ставок в таких условиях может нанести удар по восстановительному росту экономики.
После того, как ускорение продовольственной инфляции в августе оказалось более умеренным, чем мы ожидали, мы сохраняем базовый прогноз по инфляции по итогам года на уровне 8.0%, а при неблагоприятном развитии событий не исключаем возможности ее ускорения до 8.4 проц».
Источник: Прайм-Тасс