Российский банковский сектор: новые инициативы ЦБ РФ, — Максим Раскоснов, Дмитрий Дмитриев и Михаил Шлемов, ВТБ Капитал

Вчера Банк России выступил с предложениями об изменении порядка регулирования политики банков в отношении высокорискованных операций, опубликовав на своем сайте проект соответствующих поправок к некоторым действующим нормативным актам. Инициатива ЦБ предполагает значительно более жесткий контроль со стороны регулятора за бизнесом коммерческих банков.

На наш взгляд, появление этих предложений в первую очередь указывает на то, что ЦБ РФ вынес уроки из кризиса 2008 г., когда многие банки столкнулись с серьезными проблемами в результате проведения агрессивной и зачастую неадекватной кредитной политики. Поправки, предложенные ЦБ, призваны ограничить возможности банков в плане осуществления менее прозрачных рискованных операций путем ужесточения порядка формирования резервов и повышения коэффициентов риска по некоторым активам для целей расчета достаточности капитала. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что эти изменения не носят запретительного характера /никакого запрета на осуществление каких бы то ни было видов кредитных операций ЦБ не предлагает/, а большинство выводов, которые делает ЦБ в отношении рисков, представляются абсолютно разумными. В целом мы расцениваем предложение регулятора как позитивное для сектора, поскольку оно не ограничивает возможности банков по кредитованию экономики, но является шагом в сторону содержательного надзора и регулирования, что в сочетании с более прозрачными принципами кредитования должно способствовать повышению фундаментальной устойчивости банковской системы.

В то же время более высокое «потребление» капитала в результате введения в действия новых требований ЦБ окажет давление на рентабельность капитала банков, сказавшись на прибыльности наиболее высокомаржинальных направлений бизнеса /как, например, кредитование операций с недвижимостью/. Последние предложения ЦБ РФ находятся в русле общемировой тенденции к ужесточению банковского регулирования, и хотя ее российская версия выглядит гораздо более мягкой, общее направление не вызывает сомнений. Все это вкупе с более низкими темпами роста и уменьшением маржи должно привести к некоторому снижению рентабельности российских банков по сравнению с докризисным уровнем.

На текущем этапе слишком рано оценивать количественный эффект новых инициатив, поскольку пока предложения представлены для обсуждения и могут претерпеть значительные изменения. Тем не менее, если исходить из того, что примерно треть активов банков будет отнесена к категории высокорискованных /и включена в расчет активов, взвешенных с учетом риска, с весом 150%/, влияние на достаточность капитала банков будет довольно умеренным, т.к., согласно нашим оценкам, данный показатель снизится с нынешних 18.4% примерно до 15%, что все еще выше допустимого минимума. Поскольку новые инициативы предполагают более жесткие правила взвешивания активов с учетом риска, еще одним важным следствием, как мы полагаем, станет повышенное использование субординированной составляющей капитальной базы. В целом это усиливает ожидания выпуска публичного субординированного долга, что может оказать умеренно негативное влияние на стоимость фондирования, однако, с другой стороны, это позволит банкам сохранить рентабельность собственного капитала, несмотря на фактическое ужесточение требований по достаточности капитала.

Новые правила планируется ввести в два этапа:

С 1 июля 2011 г. – в отношении новых операций /проводимых банками начиная с этой даты/.

С 1 июля 2012 г. – в отношении всех операций.

Ниже мы вкратце приводим список последних регуляторных инициатив:

Роль внешних кредитных рейтингов в сфере регулирования. Несмотря на всю критику в адрес рейтинговых агентств, ЦБ резко усиливает роль рейтингов /признавая рейтинги «большой тройки», а также некоторых аккредитованных российских рейтинговых агентств/ в кредитном процессе. Операции с заемщиками без рейтинга /или имеющими рейтинг ниже уровня B/B2/ будут иметь более существенные последствия с точки зрения достаточности капитала /особенно в случае низкой финансовой прозрачности заемщика/. Кроме того, ЦБ намерен дифференцированно подходить к классификации облигаций в зависимости от их рейтинга, в связи с чем инвестиции в бумаги, не имеющие рейтингов, будут обходиться банкам дороже. Еще одно важное нововведение связано с производными инструментами – ЦБ РФ сделает более дорогим деривативные сделки с контрагентами, не имеющими рейтингов. Это полностью соответствует намерению ЦБ сделать потоки капитала более прозрачными и ограничить открытие банками экономически неоправданных валютных позиций.

Цели кредитования. Еще одно предложение относится к целям, на которые выдаются кредиты юрлицам /использование заемщиком полученных средств для предоставления ссуд третьим лицам или для осуществления инвестиций в ценные бумаги /когда у заемщика нет рейтинга//. Предоставление ссуд страховым компаниям также будет рассматриваться как высокорискованное /поскольку характер страхового бизнеса не предполагает привлечения заимствований для финансирования операций/.

Кредиты физическим лицам. Ключевые критерии отнесения кредитов физлицам к высокорискованным: 1/ кредиты на сумму более 50 млн руб. /иногда розничные кредиты используются для «маскировки» более значительных сумм/; 2/ валютные кредиты физлицам. Кроме того, ЦБ РФ вводит для оценки ипотеки понятие соотношения «кредит/залог», предлагая считать высокорискованными ипотечные кредиты, где данное соотношение превышает 80%.

Недвижимость и залоги. Недвижимость, не предназначенная для осуществления профильной банковской деятельности, также будет классифицироваться в качестве активов с повышенным риском. То же самое относится к производственным активам, перешедшим к банкам от несостоятельных должников.

Источник: Прайм-Тасс

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?