Цены на нефть продолжают стремительно расти, — Денис Борисов и Сергей Вахрамеев, Банк Москвы

Сегодня с утра котировки нефти сорта Brent торгуются вблизи отметки $ 117 за баррель /сорт WTI – около $ 100 за баррель/, что на 25 % выше, чем в конце декабря 2010 года и на 38 % выше нашего прогноза, заложенного в финансовые модели российских нефтегазовых компаний.

Основным драйвером стремительного роста котировок нефти является эскалация напряженности на Ближнем Востоке и опасения участников рынка по поводу того, что массовые народные волнения могут затронуть Саудовскую Аравию и Иран – одних из крупнейших мировых производителей нефти /их доля в мировом нефтяном балансе составляет 12 % и 6 % соответственно/.

Кроме того, сохраняющийся избыток мировой ликвидности приводит к появлению на сырьевых рынках значительного объема «горячих денег», что вызывает спекулятивный рост и делает любые предсказания относительно уровней, с которых могут начаться коррекционные движения, абсолютно нерелевантными.

Тем не менее, если волнения на Ближнем Востоке ограничатся Тунисом, Ливией, Египтом и Алжиром, то существенных дисбалансов между мировым спросом и предложением на нефтяном рынке не возникнет, а значит, основное влияние на котировки Brent вновь будет оказывать уровень предельных маржинальных издержек /порядка $ 85 за баррель/.

Основные выводы:

· Рынок традиционно живет ожиданиями, и поэтому те или иные сценарии развития событий на Ближнем Востоке находят свое отражение в текущих котировках активов /в т.ч. нефти/. При этом по нашим оценкам, влияние уже затронутых волнением стран /прежде всего, Ливии/ на текущий нефтяной баланс является ограниченным. Даже при самом неблагоприятном развитии событий /полная остановка добычи в Ливии/ общее снижение предложения может составить всего 1.7 млн баррелей в сутки, что с лихвой может быть компенсировано за счет использования недозагруженных мировых добывающих мощностей /порядка 5 млн баррелей в сутки/.

· Сохранение проблем в Египте опасно не столько возможной остановкой добычи в этой стране /не превышает 0.8 млн баррелей в сутки/, сколько возможным разрушением транзитной инфраструктуры /Суэцкий канал и нефтепровод Sumed/, которое может снизить мировое предложение примерно на 2.5 млн баррелей в сутки, что очевидно не является критическим для мирового энергетического баланса.

· Алжир в настоящее время добывает порядка 1.8 млн баррелей нефти в сутки /около 2 % от мирового производства/, при этом значительные транзитные объемы «черного золота» по территории данного государства не проходят.

· Возможные волнения в Йемене представляют угрозу для транспортных потоков через Баб-эль-Мандебский пролив – важную транспортную артерию для поставок ближневосточной нефти в ЕС и восточноафриканской нефти /Судан/ в Китай. Суммарный объем транспортировки оценивается на уровне 4 млн баррелей в сутки.

· При этом основным риском нынешних ближневосточных событий является распространение массовых беспорядков на Саудовскую Аравию и Иран, суммарная добыча которых обеспечивает около пятой части мировой добычи. В этом случае на рынке возникнет значительный дефицит нефти /особенно с учетом того, что значительная часть недозагруженных мировых нефтяных мощностей также находится в Саудовской Аравии/, который может привести к дальнейшему лавинообразному росту нефтяных котировок.

· Нефтяные цены оказывают определенное влияние на уровни targets по компаниям сектора, однако динамика фундаментальной стоимости нефтяных компаний не всегда повторяет темпы изменения котировок Brent из-за особенностей российской налоговой системы и принципов формирования курса национальной валюты. Как бы то ни было, при умеренном укреплении рубля рост нефтяных цен все равно приводит к увеличению чистого дохода нефтяников, а значит и к повышению фундаментальной привлекательности.

Чистый доход нефтяников, $ за баррель

В последние годы зависимость между ценами на нефть и ценой акций нефтяных компаний /даже несмотря на высокую налоговую нагрузку, увеличение капитальных и операционных издержек, а также укрепление курса рубля/ является достаточно высокой /коэффициент регрессии между вышеуказанными параметрами является значимой величиной: от 79-93 %/.

Если предположить что цены на нефть из-за последних событий на Ближнем Востоке до конца года останутся на текущих уровнях /то есть среднегодовая цена Brent в 2011 г. будет $ 115 за баррель/, а в 2012-2016 г. они не снизятся до уровня LRMC /по нашим оценкам $ 85
за баррель/, то наши target prices по акциям российских нефтяных компаний должны вырасти примерно на 30-35 %.

Как бы то ни было, мы полагаем, что цены на нефть не будут оставаться на уровне выше $ 100 за баррель в течение длительного периода. С учетом того, что основное влияние на стоимость компании согласно DCF модели оказывает денежный поток терминального года, влияние нынешнего нефтяного ралли на долгосрочные уровни наших целевых цен является ограниченным /не более 5 % от текущих target prices/.

Источник: Прайм-Тасс

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?