— Что такое масштаб?
— В смысле, Вас интересует, масштаб — это сколько, или масштаб — это зачем?
— Неожиданно повернули. Давайте и так, и так.
— Давайте. Думаю, по итогам 2007 года мы войдем в двадцатку крупнейших брокерских компаний России по размеру клиентской базы. Наш уставный капитал 140 миллионов рублей. Оборот по операциям с ценными бумагами в 2007 году около 20 миллиардов рублей. 18 филиалов в европейской части России…
— А зачем Вам столько филиалов в других городах?
— Ваш вопрос из области философских: «кто я такой и зачем живу на этой земле»? Цель любого бизнеса и в том числе и нашего — это экспансия. Стать больше. Нам выгодно, чтобы росло количество клиентов, инвестиционные портфели и суммы активов. Нам хочется, чтобы как можно больше людей имели возможность прийти к нам, и заработать деньги. Чем больше денег у наших клиентов — тем больше денег у нас. Вроде, все очевидно.
— Значит, деньги для Вас самое главное? А как же мир во всем мире и всеобщее счастье?
Алексей Петров, зам. гендиректора Воронежской инвестиционной палаты |
— Ерунда! У кого больше денег — тот и молодец! (смеется). А если серьезно, то я считаю, что сделать счастливым все человечество нельзя. Мы стараемся делать все возможное для наших сотрудников и наших клиентов, плюс участие в благотворительных программах. Но это другая тема. А в бизнесе — все должно быть экономически оправдано.
Правильно построенный бизнес с правильно поставленными целями неизбежно принесет прибыль. Вот и получается: мы заботимся о наших клиентах, работаем над повышением финансовой грамотности людей, помогаем им эффективно управлять личными сбережениями, плюс делаем фондовый рынок доступным. А в результате, количество наших клиентов растет, доходы наши растут, и мы ничего не можем с этим поделать. Зарабатывание денег не самоцель. Но это
неизбежный итог нашего доминирования на рынке.
— Ваше лидерство — результат того, что Вы в Воронеже появились первыми?
— Это лишь одна из причин. Да, действительно мы начинали одними из первых. Многие наши
сотрудники — трейдеры, аналитики, бэк-офис, руководство — работают на фондовом рынке уже,
получается, 10 лет. То есть, мы пережили и тот взлет рынка, который был в 1997 году, и последующий кризис в Азии, затем падение Нью-Йорка, России, дефолт 1998, два года долгой стагнации и, наконец, 7 лет непрерывного роста… Так что я могу Вас уверить, что в «Инвестиционной палате» работают одни из самых высококлассных специалистов. Мы первыми на
рынке начинаем генерировать новые идеи, и у нас достаточно ресурсов, чтобы воплотить любую
хорошую идею в реальность. В общем, на фондовом рынке, как и вообще в финансовом секторе,
основной актив компании — это, конечно, люди…
— Вы считаете «Инвестиционную палату» региональным или федеральным игроком?
— Мы не просто федеральный игрок. Мы федеральный игрок с большими амбициями. Есть в экономике такое понятие «эффект низкой базы»: когда начинаешь с небольшого, проще стартовать. Так было и с нами. Но теперь мы сравниваем себя с ведущими брокерскими компаниями. Три года назад Национальная ассоциация участников фондового рынка признавала нас лучшей инвестиционной компанией Черноземья. В этом году мы уже стали «Инвестиционной компанией Юга России». Но даже это признание по сути не отражает масштаба наших достижений — территория охвата уже больше. Поэтому мы планируем провести также ребрендинг — из названия исчезнет слово «Воронежская».
— Вы говорите о росте клиентской базы, люди идут к Вам, чтобы заработать?
— Это одна категория людей. Другие приходят, чтобы сохранить. В этом году инфляция будет около 12 %. В банках первой категории надежности вклады не перекрывают инфляцию, второй
категории — перекрывают, но очень мало. Люди задумываются, куда вложить деньги. А мы рассказываем им о массе существующих вариантов.
— И какие варианты?
— На бирже ММВБ обращается 684 вида облигаций и 518 акций, плюс опционы и фьючерсы на РТС. Можно просто вложить деньги в 5-6 лучших компаний, и держать, пока они не вырастут до целевых цен — список лучших компаний и прогнозы цен мы дадим. Можно торговать события,
например, покупать Газпром в надежде на победу Медведева, или продавать Норникель в расчете на то что Потанин переспорит Прохорова. Можно купить паи ПИФов, или отдать деньги в доверительное управление. Мы даем рекомендации и ведем персональное консультирование. У
нас не принято говорить клиентам «нет» — весь спектр финансовых и инвестиционно-банковских услуг, какие только существуют — в вашем распоряжении. И это тоже стратегия компании.
— Вы лично покупаете акции?
— Сами-то как думаете — быть у колодца и не напиться (смеется)? А если серьезно, то я рассматриваю обращающиеся акции как способ диверсификации личных сбережений — и цены выросли, и продать можно за 5 минут, если деньги потребуются.
— Видела ваш комикс с блондинкой. Почему у серьезной компании такая забавная реклама?
— Вообще то, на фондовом рынке не принято шутить о деньгах — плохая примета. Ну мы и не шутим. Мы шутим про трейдеров, анекдоты про трейдеров — это в порядке вещей. Зачем? Брокерские услуги в нашей стране еще не стали такой обыденностью, как сотовая связь или кофейни. О возможности торговать на бирже знает двенадцать процентов населения, а пользуется этой возможностью всего пол-процента. И вот мы захотели показать, что открыть брокерский счет так же просто, как выпить чашку кофе после обеда. Что ничего страшного в нашей серьезной компании нет, что у нас очень дружелюбный и приятный интерфейс. Ну и вообще, мол, приходите к нам еще. Судя по отклику, получилось.
— Что нужно, чтобы научиться торговать на бирже?
— Интерес и желание. Остальному мы Вас научим. Вечернее обучение, заочное обучение, субботние группы. Есть группы для начинающих инвесторов, не имеющих экономического образования. А есть семинары по торговым стратегиям с использованием математической статистики и нейросистем. Плюс тренинги, практика работы на компьютере, индивидуальное консультирование, и много чего еще. Для желающих спектр возможностей безграничен. Сейчас рынок еще развивается, так что, думаю, нас ожидает впереди много событий. Приходите, будет интересно.
Материал журнала «PULSE Воронеж», № 47, 2008 год, автор Ольга Сердюк