Почему российский рынок акций сейчас очень чувствителен к западной макроэкономической статистике? Какие показатели вызывают наибольшее колебание цен? Когда инвесторы начнут отыгрывать успехи отечественной экономики и «забудут» о внешнем негативе? Ответы на эти и другие вопросы искал D’
Профессиональные биржевые игроки, торгующие на российских биржевых площадках, периодически замирают над клавиатурами компьютеров в ожидании известий из-за океана. Чаще всего это происходит в 16.30 по московскому времени, в это время в США обычно публикуется макроэкономическая статистика: по ВВП, инфляции и другим важным финансовым показателям. После выхода данных на отечественных биржах часто наблюдаются сильные колебания цен. 14 мая российские индексы — ММВБ и РТС — подскочили примерно на 3%. Что интересно, в своих вечерних комментариях аналитики большинства инвесткомпаний связали подъем с утренним заявлением нового премьер-министра Владимира Путина о снижении НДПИ. Однако, как видно из графика, стремительный рост на рынке начался ровно в полпятого, после того как в Америке была опубликована статистика по росту потребительских цен (инфляция) за апрель. Цифры оказались лучше ожиданий: розничные цены выросли на 0,2%, а на рынке ждали 0,3%. Почему же зарубежная макроэкономическая статистика оказывает на нас столь значительно влияние, а внутренние новости отодвигаются на второй план? На какие иностранные показатели в настоящее время стоит обращать наибольшее внимание? Попробуем разобраться.
С оглядкой на запад
Если сравнить динамику индекса ММВБ с индексом Dow Jones за последний год (см. график ниже), то окажется, что российский индикатор фондового рынка почти все время следовал за своим американским «собратом», сопереживая все его экономические невзгоды. Самое болезненное падение наши биржи пережили в начале 2008 года — сразу после новогодних праздников. И все началось с публикации американской статистики.
В январе в США вышли плохие данные по безработице за декабрь 2007?го: она выросла до 5%, что стало максимальным значением за последние два года.
Плохими также оказались данные по количеству новых рабочих мест, снизился уровень промышленного производства, упали продажи розничных сетей, темпы роста инфляции превысили ожидания. Инвесторы восприняли эту статистику как сигнал о начинающейся стагфляции в США (замедление развития экономики при росте инфляции) и принялись в спешке распродавать акции. Дополнительным ударом стали сообщения двух крупнейших американских банков — Citigroup и Merrill Lynch — об огромных убытках.
Паника охватила тогда почти все мировые рынки — фондовые, сырьевые, товарные, сокрушительные распродажи не обошли и российские биржи. «Именно экономика США является основной движущей силой глобальной мировой экономики, ее состояние и развитие определяют тенденции на рынках других стран, уровень спроса на товары и сырье. Так, падение потребительского спроса в США способно серьезно отразиться на экспортно ориентированной экономике Китая, охлаждение которой, в свою очередь, способно привести к падению цен на сырье, что самым существенным образом отразится на российском ВВП», — объясняет управляющий активами ООО «Инвестиционная палата» Александр Волынский причину бурной реакции мировых рынков на американскую статистику.
Однако если индекс Dow Jones в январе в общей сложности потерял около 10%, то индекс ММВБ в два раза больше — почти 20%. Получается, что российский рынок отреагировал на новости из США гораздо большим скачком цен, чем сам американский рынок. Аналогичная картина наблюдалась в конце января — начале февраля, когда в США вновь вышла крайне негативная статистика по безработице, доходам и расходам населения. При этом американский и европейские рынки пережили эти и другие новости об экономических проблемах менее болезненно, чем российский. Это объясняется прежде всего тем, что США и государства Европы в настоящий момент являются основным источником спекулятивного капитала. «Развитая финансовая индустрия западных стран вбирает в себя многочисленные пенсионные фонды, паевые инвестиционные и хедж-фонды. Многие из этих крупных игроков включаются в инвестирование за рубежом. По различным оценкам, доля иностранного капитала на отечественном фондовом рынке составляет от 50 до 70%, что приводит к интересной зависимости. Как только за рубежом возникают экономические проблемы, крупные международные игроки занимают консервативную позицию: продают рискованные активы, в числе которых бумаги российских компаний. Большинство игроков, зная об этой взаимосвязи, стараются действовать на опережение. Это и приводит к ситуации, когда слабые макроэкономические данные в США и Европе вызывают продажи на фондовых биржах России», — поясняет Александр Волынский.
Согласен с коллегой и трейдер инвестиционной компании «АГ Капитал» Михаил Молодов. Более того, по его словам, в России еще не сформировался класс долгосрочных инвесторов. «60–80% игроков — спекулянты, причем это и резиденты, и нерезиденты: они покупают акции и держат их максимум месяц. Из-за этого на отечественном рынке и наблюдается более высокая волатильность, чем на американском», — говорит он.
Ротация приоритетов
Итак, если от западной зависимости никуда нам сейчас не деться, то неплохо бы разобраться, какой иностранной статистике стоит уделять повышенное внимание и какие цифры приводят в настоящее время к наибольшим колебаниям цен.
Для того чтобы предотвратить рецессию, ФРС решилась на беспрецедентный шаг: менее чем за год она снизила учетную ставку с 4,75 до 2%. Однако накачивание экономики «дешевыми» деньгами привело к опасениям относительно увеличения темпов инфляции. Ведь в случае усиления инфляционного давления ФРС могла прекратить снижение ставки. Получается заколдованный круг. В результате внимание инвесторов сосредоточилось на данных и по ВВП, и по инфляции. Помимо индикатора ВВП состояние экономики США характеризует статистика по безработице, продаже домов, уровню доходов и расходов потребителей и другие данные, а при определении инфляционных угроз используются главным образом индексы производственных и потребительских цен.
Стоит понимать, что реакция биржевых игроков на одни и те же макроэкономические данные при различных обстоятельствах может быть полярной. Так, 4 мая в США были опубликованы данные по ВВП за первый квартал текущего года, рост экономики составил 0,6%. После выхода статистики на многих мировых рынках начался стремительный рост. Это объясняется тем, что большинство игроков готовились к худшему: они ожидали начала рецессии в США. Данные по ВВП в тот момент были крайне важны для рынка, ведь для американской экономики, по сути, решался вопрос «быть или не быть?». В иных обстоятельствах игроки могли не отреагировать на эту цифру или начать, напротив, сбрасывать бумаги. Ведь устойчивые темпы развития экономики при высокой инфляции дают ФРС право поднимать процентную ставку, то есть делать деньги более «дорогими». А если статистика укладывается в рамки ожиданий, то игроки могут слабо реагировать на нее, замечает ведущий аналитик ИК «Церих кэпитал менеджмент» Олег Душин.
Однако цифры статистики все же не всегда совпадают с ожиданиями, поэтому наиболее осторожные инвесторы в преддверии публикации важных макроэкономических данных предпочитают закрывать позиции, отмечает Михаил Молодов. При этом, по его словам, спекулятивно настроенные игроки, наоборот, пользуются возрастающей при выходе статистики волатильностью на рынке для того, чтобы заработать на краткосрочной повышательной или понижательной динамике. «Агрессивные игроки до публикации новости могут занимать позиции в предполагаемом направлении реакции на новость, а после публикации — позицию противоположную первоначальной реакции. Они рассчитывают на то, что первая реакция рынка была излишне эмоциональна и подвергнется корректировке», — дополняет Александр Волынский.
Лекарство от зависимости
Теперь пришло время разобраться, почему наша собственная статистика не вызывает у игроков, торгующих на отечественных площадках, столь же бурной реакции, как западная. Напомним, что, по данным Росстата, по итогам 2007 года ВВП России вырос на 8,1% против 6,7% за 2006?й, а за первый квартал текущего года — на 8% против 7,4% за аналогичный период 2007?го. Результаты многих крупнейших российских компаний за 2007 год и первый квартал текущего года тоже вселяют оптимизм. Все это говорит о том, что влияние мирового кризиса не оказалось для нас болезненным. Тем не менее российский рынок игнорирует отечественную макроэкономическую статистику.
«В России нет единого органа экономического управления, как, например, в США, где комитет по операциям на открытом рынке ФРС контролирует баланс между темпами роста ВВП и инфляции. В США разговоры о том, снизит ФРС ставку или нет, начинаются обычно еще задолго до заседания — по мере выхода макроэкономической статистики. А российский ЦБ в конце апреля просто поставил всех в известность о том, что ставка рефинансирования повышена на 0,25%. Получается, что инвесторы не знают, как реагировать на нашу статистику, так как реакция отечественных органов экономического управления не очевидна», — поясняет Олег Душин.
Возвращаясь к американской статистике, нужно отметить, что на фондовом рынке заранее ждут новостей в 16.30 мск. Информацию об этом можно получить из аналитических обзоров инвесткомпаний и на тематических сайтах. Другое дело, что очень часто невозможно предугадать реакцию финансовых рынков на публикуемые данные, это вносит лепту в непредсказуемость биржевой торговли.
Екатерина Михайлова, корреспондент «D`»
«D`» №10 (49)/26 мая 2008