В ноябре инфляция вышла из-под контроля. Удержание ее в целевом диапазоне по итогам года стало призрачным. И виноваты в этом не только немонетарные факторы — в прошедшем месяце ускорился базовый индекс потребительских цен. Впереди у ЦБ работа по сдерживанию инфляционных ожиданий, а у инвесторов — расставание с мечтой о скором понижении ставок.
В декабре совет директоров Банка России не станет вносить изменения в политику. Внимание привлечет сопроводительный комментарий. Не исключено, что будет возвращен пассаж о сбалансированности на текущий момент рисков замедления экономики и роста инфляции. В экономике дела по-прежнему складываются не так, как хотелось бы, однако декабрь может несколько улучшить картину по итогам года. Если еще учесть инфляционные тренды и готовность Банка России сделать все возможное для того, чтобы вывести инфляцию на уровень в 5%, можно прийти к мысли, что шансы на снижение ключевой процентной ставки в первой половине 2014 года скорее умозрительны, нежели реалистичны.
К таким выводам, похоже, приходит и локальный долговой рынок, доходности на котором продолжают расти. Ослабление надежды на ЦБ делает рублевые облигации более восприимчивыми к глобальным тенденциям в контексте сокращения ФРС программы количественного смягчения.
Для рубля инфляционный отчет — фактор поддержки, однако по степени значимости, как выясняется, небольшой. Лишь уменьшение рублевой ликвидности в последние дни смогло остановить ослабление его стоимости против ведущих валют на фоне продолжающегося оттока капитала из экономики. Мы продолжаем придерживаться мнения, что рубль, возможно, еще не показал свои минимумы в рамках текущей волны ослабления против ведущих валют. Ориентиром для курса бивалютной корзины продолжают служить психологический уровень в 39 рублей и зона в 38,75–38,80 руб., где на текущий момент находится граница удвоения валютных интервенций ЦБ.