Придется ждать Америки, — ИК ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент

Российский рынок акций сегодня обновил июньские верха по индексу ММВБ. Перед праздником дня Независимости американский фондовый рынок продолжил уверенное ралли, что подняло наши фьючерсы после окончания регулярных торгов в пятницу. Азиатские рынки сегодня поддержали рост на Wall Street, Япония выросла на 0.98%, Китай на 2.37%. Также в копилку позитива за этот уикэнд страны Европы проголосовали за выделение очередного транша 12 млрд. евро Греции. Это было широко ожидаемое решение, оно поднимало с утра и нефтяные цены. Тем не менее относительно второго пакета помощи Афинам договориться пока не удалось, министры финансов Евросоюза обещали сделать сообщение об этом в ближайшее время, ранее говорилось о сроке 11 июля, но эта дата может оказаться под сомнением, учитывая некоторые щепетильные моменты. Банковский сектор в Европе оказался в начале недели под некоторым давлением от заявления S&P о том, что обсуждаемый частными инвесторами план roll-оver греческих долгов можно охарактеризовать как выборочный дефолт. Напомним, что формально планы конвертировать выплаты Греции в 30 летние и иные бумаги отличаются тем от дефолта, что о roll-over заявляю сами инвесторы, а не страна должник, как, к примеру, было при дефолте 1998 года в России.

Не слишком уверенное поведение европейских рынков сбавило позитивный момент и по российским акциям, по крайней мере, не видно положительного драйва по лидеру пятницы Сбербанка, чьи ADR торгуются теперь на LSE. Наибольшее давление испытывают акции ВТБ. Объемы вынужденной правительственной помощи банку из-за проблем банка Москвы могут вызывать изумление. Индекс ММВБ не удержал уровни выше 1700 и стал локально корректировать ралли. Поскольку фондовый рынок США сегодня не торгуется, а американских фьючерсы в электронных торгах скорее намекают на малый откат, чем на продолжение роста, то позитивный сценарий в понедельник вероятно блокируется. Внутридневная поддержка ММВБ находится на 1694, дневная поддержка на 1670. Во вторник после дня независимости ожидаем позитивное открытие в расчете на сохранение инерции американского ралли, которое показало 5 убедительно зеленых сессий..
НЕФТЕГАЗОВЫЙ СЕКТОР. ВИНКи против разделения бизнеса.
С марта по апрель текущего года в РФ наблюдался топливный кризис. Особенно остро вопрос с перебоями топлива стоял в Алтайском крае и Туве, где у бензоколонок устраивались длинные очереди, а стоимость А92 доходила до 32 руб. за литр. Сейчас ситуация с бензином нормализовалась, особенно после повышения цен на бензин. Для решения топливных проблем существует несколько вариантов предотвращающих кризисные ситуации. Одним из вариантов предлагается выделение из ВИНКов сбытовых активов. Основная мотивация данного предложения состоит в том, что топливный рынок монополизирован крупными компаниями, поэтому для создания конкурентной среды необходимо создавать независимые сбытовые сети. Против такого решения проблемы высказался глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Глава ЛУКОЛа считает, при таком решении проблемы уровень обслуживания на бензоколонках вернется к советскому времени.
Сегодня современная автозаправочная станция представляет собой, особенно на федеральных трассах, не только заправочный объект, но также минимаркет, кафе, объект для отдыха, а также минимальный автомобильный сервис. Ничего подобного в советское время не существовало, поскольку основным требованием к АЗС являлось только наличие бензина на колонках. К счастью такие времена давно прошли, однако предложение по выделению розничных сетей из ВИНКов в перспективе может привести к существенной потере качества обслуживания клиентов.
Сегодня для создания современного сервиса на АЗС необходимы существенные инвестиции, которые не смогут позволить мелкие владельцы. Другой топливной проблемой является отсутствие независимых НПЗ, поэтому только выделение бензоколонок из ВИНКов не решит проблем с конкуренцией на топливном рынке. Для полноценного решения топливной проблемы необходимо создавать всю независимую цепочку розничного бизнеса – от развитой биржевой торговли нефтью, создания независимых НПЗ и автозаправочных сетей.
В мае текущего года вице-премьер Игорь Сечин заявлял о создании нефтеперерабатывающей компании. Однако строительство современного НПЗ требует существенных финансовых ресурсов, исчисляемых млрд. долл. Поэтому если решать топливные проблемы, то необходимо начинать со строительства независимых перерабатывающих мощностей, тем более, что современных НПЗ сейчас в стране не хватает. Вместе с тем, строительство новых НПЗ является проектом федерального масштаба и кроме существенных средств требует еще много времени, поэтому создание независимых перерабатывающих мощностей – дело отдаленного будущего. Скорее всего, в ближайшей перспективе государство ограничится регулированием топливного рынка, чтобы не создавать себе дополнительных проблем.
Удвоение КТК.
1 июля 2011 года официально стартовало расширение КТК. Ранее президент Казахстана Нурсултана Назарбаева заявлял о том, что почти вся нефть, добытая в стране, будет транспортироваться по российской территории. По нефтепроводу КТК нефть с месторождений Западного Казахстана прокачивается до Новороссийска, а далее танкерами поставляется на мировые рынки. В 2010 году Казахстан добыл 81 млн тонн нефти, в 2015 году планируется добыча около 100 млн тонн, а в 2020 году – 130 млн тонн. После реализации проекта расширения КТК базовая пропускная способность трубопровода составит порядка 67 млн. тонн в год, с нынешних 34 млн. тонн. При условии применения антифрикционных присадок этот показатель может достичь 76 млн. тонн в год. Проект оценивается в 5,4 млрд. долл. Основной проблемой после расширения КТК станет транспортировка нефти в обход перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы. Прохождение через проливы осложняется тем, что из-за экологических рисков проход крупных танкеров разрешен только в дневное время, а из-за сильного тумана судоходство по проливам иногда и вовсе останавливается. Поэтому простои судов перед проходом в проливы могут составлять более суток. Ранее Россия разрабатывала обходной маршрут через Болгарию, по нефтепроводу Бургас – Александропулис. Однако с проектом возникли трудности, поскольку болгарское руководство тормозит проект, ссылаясь на экологические проблемы. В конце июня текущего года долг болгарской стороны составлял около 7,5 млн евро. Альтернативой Бургас – Александропулис может маршрут Самсун – Джейхан.
На начальном этапе участниками проекта Самсун – Джейхан являлись итальянская Eni и турецкая Calik Enerji. Однако к проекту могут присоединиться Транснефть и Роснефть, так как в октябре 2010 года было подписано соответствующе соглашение. Сейчас Турция и Россия ведут переговоры по сотрудничеству в энергетической сфере. По заявлению министра энергетики РФ Сергея Шматко, Россия и Италия уже готовы к подписанию соответствующего соглашения по Самсун-Джейхан. Сейчас переговоры России с Турцией продолжаются, основной проблемой является размер тарифа на прокачку нефти по трубопроводу, а также увязывание строительства нефтепровода с Южным потоком и сотрудничеством сторон в атомной энергетике.
В любом случае России придется строить обходной нефтепровод, под расширение КТК. Сегодня для России перспективы строительства Самсун- Джейхан выглядят предпочтительней, поскольку Анкара более самостоятельна в принятии политических решений, чем София. Кроме того, Турция не является членом ЕС.
Аналитика рынка в цифрах (формат pdf)
ИК ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?