Поспешишь – инвесторов насмешишь, — Кондрашова Екатерина, ОАО "Московский Фондовый Центр"

Кажется, все мы здорово ошиблись, предрекая блестящее будущее новому раунду приватизации. Напомню, что некоторое, совсем небольшое время назад, поводом для такого безудержного оптимизма аналитиков и экспертов стал аукцион по продаже Ванинского морского торгового порта в Хабаровском крае: 19 мая 2011 года Росимущество продало госпакет ОАО «Ванинский морской торговый порт» в объеме 55 процентов акций за 10,8 млрд рублей компании «Сэлтехстрой». Однако далее события развивались как в известном романе Ильфа и Петрова — стало известно, что «Сэлтехстрой» теперь не собирается покупать добытый в честной аукционной схватке порт.

Дальнейшая аналогия с похождениями Остапа Бендера напрашивается, но придерживаться её было бы неверно. По словам руководства компании «Сэлтехстрой», она отказывается от покупки не потому, что у неё нет денег, а потому что «в стуле не оказалось бриллиантов». Вожделенный порт Ванино оказался не таким лакомым активом, как представлялось. Аукцион, как заявил контролирующий «Сэлтехстрой» бизнесмен Иван Микоян, проводился в спешке, актив был не подготовлен для продажи. И то, что было по документам и оказалось на деле – в корне расходится с действительностью.
Честно говоря, история представляется шитой белыми нитками. Бизнесмен ввязывается в драку за «кота в мешке», а потом с лёгкостью расстаётся с залогом в размере 93 млн рублей. Что же такое надо было узнать о порте, чтобы понять, что эта потеря – мелочь по сравнению с будущими убытками?!
Но предположим, что всё так и есть, как говорится в официальных комментариях, и «Сэлтехстрой» не до конца разобрался в финансовых отчетах и показателях морского порта. Действительно, Ванино является одним из крупнейших транспортных узлов Хабаровского края и входит в пятерку важнейших портов Дальнего Востока. На его территории расположены перегрузочные комплексы и нефтеналивной терминал, который позволяет перегружать до 3 млн тонн нефтепродуктов в год. Это производит серьёзное впечатление. Но, видимо, впечатление оказалось обманчивым: сейчас несостоявшийся владелец порта говорит о том, что отсутствие инвестиций в последние годы серьёзно актив обесценило. Да и только ли в инвестициях дело?
Уместно вспомнить разворачивающуюся сейчас на наших глазах история с ВТБ и Банком Москвы, который на поверку также оказался проблемным активом. Для его поддержания пришлось не только задействовать силы ВТБ, но ещё и привлечь помощь со стороны ЦБ РФ. Сделка заключалась за достаточно короткий срок, и вот уже оказалось, что объем плохих активов на балансе Банка Москвы, оставшихся от предыдущих собственников или ставших таковыми в результате корпоративного конфликта между ними и новыми владельцами Банка Москвы (около 300 млрд рублей), существенно превышает его капитал (около 130 млрд рублей). И сегодня СМИ сообщают, что спасение Банка Москвы грозит его основному акционеру — ВТБ, который потратил на его приобретение 103 млрд рублей и вложит еще почти столько же, дефолтом по собственным еврооблигациям более чем на 8 млрд долларов (Газета «Коммерсантъ», No120 (4661), 05.07.2011). Возникает вопрос: для чего все действия проводились в такой спешке? Или выявившиеся проблемы не были неожиданностью для нового владельца Банка Москвы, и они принимали его риски осознанно. Но тогда – зачем?
Но вернёмся к порту. Версий случившегося множество, из них самая логичная – предположить, что существовала какая-либо договоренность между компанией «Сэлтехстрой» и продавцом, которая могла быть выгодна обеим сторонам. Например, у некоего третьего покупателя не было в нужный момент необходимого количества денежных средств для покупки порта, и поэтому актив продали сторонней организации (в данном случае – «Сэлтехстрою»), для того, чтобы выиграть время для накопления необходимой для сделки суммы. Или же срыв аукциона планировался кем-то с целью снижения цены на пакет акций Ванино, опять же для того, чтобы третья сторона могла приобрести порт по более привлекательной для себя стоимости.
Так или иначе, полускандальная-полуанекдотичная история вызывает сильные сомнения в заявленном совсем недавно успехе приватизации. Если Ванино было той лакмусовой бумажкой, по которой эксперты оценивали спрос на приватизируемые активы, то результаты данного теста можно считать отрицательными. Неужели приватизация провалится с таким же треском, как и IPO российских компаний, которому пророчили «бум» в 2011 году (на практике большинство эмитентов отложили размещение до неопределённых лучших времен). Если включённое в программу приватизации имущество в большинстве своём является проблемным, а государство пытается таким образом привлечь новых инвесторов, чтобы спасти компании, имеющие большие долги, то придёт ли инвестор – или все предстоящие аукционы ждут похожие скандалы? Думаю, обжегшись на молоке, все инвесторы теперь будут дуть на воду.
Ну, а нам пока остаётся лишь догадываться о том, что произошло на самом деле, и в чьих теперь руках окажется «проблемный» порт Ванино.

Нет комментариев

Оставить комментарий

Перепечатка материалов с сайта ООО "Инвестиционная палата" возможна только с письменного разрешения правообладателя. © OOO «Инвестиционная Палата» 1992 - 2018 гг.

Введите данные:

Forgot your details?